Недавно народный детский музыкально-драматический театр «О!» Донецкого республиканского Дворца детского и юношеского творчества отметил свой юбилей. Мы отправились в гости к этому коллективу и пообщалось с ребятами и их руководителями – Натальей и Екатериной Кащаевыми
В обновленном составе
– Наталья Федоровна, как появился ваш театр?
– Прежнему коллективу «О!», который существовал до войны, уже 20 лет. Его руководителями были Сергей и Людмила Васины. Но так случилось, что он ушел из жизни, а она уехала из Донецка. В октябре 2014 года к нам в кружки, в том числе и в театральный, пошли дети. На тот момент руководителей не было. Тогда инициативу в свои руки взяла Екатерина Сергеевна Кащаева, заведующая отделом художественного творчества. Так появился театр «О!» в обновленном составе. А в декабре в нем уже было столько детей, что она одна не справлялась. Мы разделили ребят на две группы, младшую и старшую, и в одной из них руководителем стала я. На тот момент я начала работать и директором дворца. Все удивлялись, как возможно еще и кружок вести! Но дети вдохновляли. Когда казалось, что мир рухнул и уже нет сил, ребята давали мне второе дыхание. Мы учились всему вместе с ними: на семинарах, уроках актерского мастерства, в Интернете.
– Какого возраста были дети?
– К нам пришли ребята в возрасте 10–12 лет. На сегодняшний день в младшей группе занимаются дети 13–14 лет, а в старшей – 15–18 лет. Всего в коллективе более 40 участников.
– Театр «О!» имеет звание народного?
– Да. В 2016 году мы его подтвердили, представив на суд зрителей спектакль на социальную тему по пьесе Ирины Тануниной «Я вас всех люблю».
– К вам приходят только талантливые дети?
– Разные бывают. Порой мама приводят ребенка и говорит, что он скованный, стеснительный, просит с ним поработать. С такими детьми приходится заниматься с нуля. А талантливого ребенка немного направишь, он выходит на сцену – и зал замирает.
Театр – это ответственно
– Что самое сложное в вашей работе? – интересуемся у руководителей.
– Сложности иногда возникают с родителями, которые приводят сюда ребенка, чтобы просто исправить его дикцию, а потом через 3–4 месяца хотят, чтобы он уже играл главные роли. Да, мы сразу ставим для ребят высокую планку: не просто работаем над речью, а выводим на сцену, задействуем их в спектаклях и концертах. За счет этого дети подтягиваются до уровня более опытных и начинают чувствовать себя востребованными профессионалами. В результате возникает загвоздка. На самом деле они еще многого не умеют, но им кажется, что они уже готовы покорять подмостки больших театров. Кроме того, есть и обратная сторона медали, когда родители не очень серьезно относятся к способностям своего ребенка, думая, что мы здесь просто играем, развлекаемся. Иногда папы и мамы наказывают детей за неуспеваемость в школе, запрещая посещать театр. Проводя родительские собрания, мы всегда говорим о том, что занятия пропускать нежелательно, что нужно ответственно и серьезно относится к тому, чем занимается ребенок, – рассказывает Екатерина Кащаева.
– Что входит в программу ваших занятий?
– Мы занимаемся с ребятами сценической речью, актерским мастерством, музыкой, пластикой, хореографией. Занятия проходят два раза в неделю со всей группой и третий раз – индивидуальные.
– Как подбираете репертуар?
– На сегодняшний день в нашем репертуаре 11 постановок. Ежегодно с сентября мы начинаем работу над новогодним спектаклем. Кроме того, готовим премьеру. В числе сыгранных нами работ – «Путешествие за звездой» по сказкам донецкого писателя Валерия Герланца, спектакль «Чучело» по повести Владимира Железникова, постановка по рассказам Чехова, театральная зарисовка «Война глазами детей» и другие. Подбирая репертуар, мы ориентируемся на способности детей, на возрастной состав, на мужской. Ведь не секрет, что в любом коллективе всегда ощущается дефицит мальчиков. Но у нас на сегодняшний день с этих проблем нет, – говорит Наталья Кащаева.
– Наталья Федоровна, расскажите о спектакле «Война глазами детей».
– В виде театральной зарисовки мы сделали презентацию Книги памяти «Война глазами детей», взяв за основу письма, которые писали ребята нашей Республики в 2015–2016 годах. По сюжету мальчик и девочка из будущего нашли в библиотеке книгу и, читая ее, пролистывали историю назад, в прошлое. Они узнавали о событиях 2014 года, о войне и жизни детей в то время. В нынешнем году фрагмент из этого спектакля снимал канал НТВ.
– А в каких конкурсах, фестивалях участвовал ваш театр?
– В открытом фестивале-конкурсе молодежного искусства «Ветер перемен» (Донецк), в международном фестивале-конкурсе национальных культур и современного творчества «От сердца к сердцу» в Москве, в республиканских фестивалях и конкурсах «Театральные игры», «Вдохновение», «Путь на сцену», «Голос молодых» и многих других.
Закулисные чудеса
– Случались ли с вашим коллективом какие-то невероятные истории?
– Бывало всякое. Однажды у нас была ответственная сдача спектакля. В зале собрались зрители, были приглашены почетные гости. А мы не можем начать, потому что главного героя все нет и нет. Ни ему, ни родителям дозвониться не можем, все нервничают. А самое ужасное, что второго актера на эту роль не было. Но как выяснилось, один из ребят ходил на все репетиции, слушал, запоминал и предложил попробовать сыграть главного героя. Другого выхода у нас не было. Мы его перекрестили и сказали: «Давай, Родион!». Помолились все и дружно отправили его на сцену. Парень благополучно справился. К счастью, в середине спектакля прибежал пропавший актер. Перед выступлением нам пришлось предупредить зрителей, что, если они увидят на сцене другого героя, пусть не удивляются. И во втором действии произошла замена актера…
Был еще один случай – на новогоднем представлении, в котором главным действующим лицом была волшебная книга, рассказывающая сказки. Усилиями наших реквизиторов, костюмеров, родителей она была сделана потрясающе красивой, со светодиодами. А дети забыли ее за кулисами и вышли с пустыми руками, сделав вид, что она у них в руках. Но сыграть они смогли так, что зрители ничего не заметили и подумали, что так и надо.
Яркие личности
Пока мы общаемся с руководителями, на индивидуальные занятия приходят мальчишки. Знакомимся с ними.
– Мне очень нравится актерское мастерство, и я хочу связать свою жизнь со сценой, собираюсь поступать в театральный. Здесь очень хорошая школа для моей будущей профессии, – говорит Мирослав Викторов.
– Сюда меня привела мама, но мне и самому было интересно заниматься искусством, хотелось как-то разнообразить свое мышление, – объясняет Никита Осадчий.
– Я уже пять лет занимаюсь в коллективе. В детстве я был очень активным, заводным ребенком, и мама, решив направить мою энергию в нужное русло, привела меня в театр. На занятиях я был неорганизованным, непослушным, скандальным. Не знаю, как меня вытерпели здесь! Но мне очень нравится играть на сцене, – делится с нами Платон Абрамчук.
– На самом деле в театре такие актеры и нужны: бунтари, яркие личности, эмоциональные, умеющие проживать на сцене каждую роль, – подключается к нашему разговору Наталья Федоровна.
А впереди у ребят и их руководителей много творческих задумок и новых ролей, которые непременно подарят зрителям хорошее настроение и массу положительных эмоций.
Милена Седова, газета «Донецкое время»