У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания. Однако в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. Поэтому очень важно как можно раньше выявить самые незначительные нарушения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Ведь чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом в школе.
Как подготовить ребёнка к школе, чтобы процесс обучения в первые годы проходил успешно и безболезненно? Как определить готовность шестилетки к новому этапу его жизни? На эти и другие вопросы помогут ответить специалисты дошкольных образовательных организаций (детских садов), учителя начальных классов и специалисты городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая с октября 2018 года начала работу на базе СШ №22.
ПМПК осуществляет коррекционно-развивающую помощь детям с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями в развитии, и проводит разъяснительную работу среди населения о необходимости раннего выявления и организации своевременной помощи детям с дефектами речи. Специалисты комиссии (учитель-логопед, педагог-психолог) помогут провести диагностику и индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в коррекции звукопроизношения, в количестве до 10 (бесплатных) занятий.
Не прозевайте!
Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать ребенка логопеду.
Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых раз личаются только одним проверяемым звуком. Например, слова «мишка» и «миска» (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков «с-ш», поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые.
Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
- Картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
- Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
- Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми. Например, звуки «з-ж». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук «з» – на писк комара (зз-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при «з» – улыбка, при «ж» – «рупор»). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть ребенок научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы.
Анна Черноусова, заведующая городской психолого-медико-педагогической консультации