У некоторых детей процесс обучения в образовательной школе затруднен. И не многие родители знают, что успешно учиться и общаться в первую очередь должен быть готов организм ребенка, успех базируется на его здоровье
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому необходимо разобраться и понять, что причинами школьных затруднений становятся не отсутствие каких-либо знаний, навыков и не лень, а более глубокие проблемы.
Биологические причины плохой успеваемости: наследственные факторы, осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций.
Мозговые процессы, отвечающие за овладение моторными навыками, также отвечают и за способность к обучению. Моторные навыки и способность к обучению целиком и полностью зависят от эффективности сенсорной обработки. Если ребенок не способен правильно интегрировать информацию от органов чувств, то, скорее всего, у него будут проблемы с обучением. Как раз этот недостаток и является первопричиной неуспеваемости.
Средовые факторы, способные вызвать трудности в обучении: педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребенка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития, незнание или непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребенка.
В зависимости от причин неуспеваемость ребенка делится на несколько категорий – она может иметь под собой биологическую, социальную или эмоциональную основу.
В первом случае ребенок попросту психологически и физически не готов к школе. Родителям такого ребенка стоит уделить больше внимания и времени его воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию, помочь ребенку стать более зрелой личностью.
Также плохая успеваемость ребенка может быть связана с его неспособностью к длительному сосредоточению и с отсутствием усидчивости.
Гиперактивным детям тяжело выдержать целый урок, сидя неподвижно, и выполняя классную работу, они быстро теряют интерес к уроку, их внимание рассеивается, и, как следствие, падает успеваемость.
Социальные и эмоциональные причины неуспеваемости чаще всего кроются в коммуникативных проблемах ребенка. Если он испытывает трудности в общении с учителями и сверстниками, не умеет заводить друзей, знакомиться с новыми людьми, то в классе такой ребенок обычно становится изгоем, с которым не могут найти общий язык, и впоследствии он отказывается идти в школу, перестает выполнять уроки, начинает хуже учиться.
Отнеситесь серьезно к изменениям психики своего ребенка. Будьте внимательны к тому, что с ним происходит в школе, и постарайтесь помочь ребенку справиться с его проблемами.
Как повысить успеваемость ребенка?
Способность ученика концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к учебе поможет избежать проблем с успеваемостью в школе. Родители в силах помочь ребенку в этом, поработав в следующих направлениях:
1. Организм ребенка должен отдыхать и получать достаточно кислорода. Ежедневные прогулки на свежем воздухе после многочасового сидения за партой, частое проветривание комнаты школьника обеспечат его зарядом бодрости и новыми силами для эффективного выполнения домашнего задания.
2. Четкая организация рабочего дня поможет избежать нервных срывов, плохого самочувствия, усталости, потери интереса к учебе и замкнутости.
3. Правильно расставленные приоритеты, выполнение домашнего задания согласно правилу «от более сложного к простому», составление плана и следование ему при выполнении домашней работы – это один из действенных методов как можно повысить успеваемость ребенка в школе.
4. Создание подходящей обстановки в комнате, настраивающей на рабочий лад. Место для выполнения заданий на дом должно быть комфортным, хорошо освещенным и оснащенным всем необходимым для этого.
5. Не нужно нагружать детей всем и сразу. Необдуманно поступают те родители, которые записывают школьников во все секции подряд, ведь невозможно сосредоточиться на всем одновременно. Чрезмерные нагрузки приведут лишь к нервным срывам.
6. Питание школьника должно быть разнообразным и содержать вещества, которые стимулируют работу мозга. Не нужно забывать также про питьевой режим. Помните, что ваш ребенок – это личность, нуждающаяся в ваших поддержке, внимании! И самое главное: рекомендуется чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить и мы, взрослые.
Альбина Пешехонова, заведующий ПМПК отдела образования
газета «Наше время»