Союз художников ДНР: как сейчас развивается творческое объединение

5 декабря прошлого года Союз художников ДНР стал первым творческим объединением Республики, получившим свидетельство о государственной регистрации. Теперь он стремится закрепить свой официальный статус, наладить контакты с другими организациями и также развивать художественные вкусы юных и взрослых жителей Донбасса.

Новый Союз

Союз художников ДНР собирался из членов бывшей Донецкой областной организации Национального союза художников Украины (НСХУ). Председателем нового объединения стал Мелик Агабекян. Выпускник Ереванского художественно-театрального института с 2004 года живет и трудится в Донецке, в том числе преподает курс живописи и композиции в Донецком художественном колледже.

В областной организации НСХУ состояло более сотни живописцев. После начала боевых действий часть из них покинула Донбасс. В прошлом году ушли из жизни народные художники Украины Владимир Шендель и Юрий Зорко, заслуженные художники Евгений Орликов и Николай Капуста, талантливые живописцы Александр Лысов и Владимир Костин.

Оставшиеся в Донецке мастера решили создать новую организацию. На собрании, посвященном созданию Союза, присутствовало 43 человека – что уже не так мало. Тех, кто состоял в НСХУ, в республиканский Союз принимают автоматически, однако вступающие в него все же пишут заявления, подчеркивая добровольный характер объединения. Сейчас в Донецке живут народные художники Украины Григорий Тышкевич и Алексей Поляков, три заслуженных художника – Юрий Петрушкин, Лариса Джарты и Борис Ерёмин. Перед войной были и другие кандидаты на такие звания. Но приказы об их присвоении не успели подписать из-за того, что начались боевые действия и Донбасс отделился от Украины.

На «безрыбье»

Пока «штабом» живописцев является Дом художника, расположенный по адресу проспект Ватутина, 19. Сейчас он открыт для свободного посещения. Содержать это помещение, как и авторские мастерские, нелегко.

«Я брал справку в налоговой, что я не предприниматель, – говорит Мелик Агабекян. – Нас, художников, почему-то записывают как предпринимателей, мусор у нас, оказывается, – производственный, за землю, за мастерские мы платим как производство, а у нас – некоммерческая организация. Коммунальные услуги очень дорогие, никакими членскими взносами их не покроешь, тем более что среди нас много пенсионеров. Еще нужно покупать за свой счет краски, рамы, подрамники, холсты. Вот в советское время свободный художник считался самозанятым. Сколько заработал – от той суммы и платил налог. В новом указе о творческих союзах есть пункт о государственной поддержке, но пока неясно, в чем она будет состоять. Насколько мы знаем, надо создавать проекты, чтобы под них выделяли деньги».

Ранее в Донецке действовал Художественный фонд, который принимал заказы на памятники, обелиски и прочее, и таким образом обеспечивал художников работой. Новый Союз пока не имеет прав заниматься такими заказами, так как является некоммерческой организацией. Мемориальные доски, памятные знаки, архитектурные композиции заказывают «на стороне», а не у донецких мастеров. Можно, конечно, заключать индивидуальные договоры. Но нет информации для потенциальных заказчиков.

Многие художники Донецка даже вынуждены отказываться от мастерских – из-за неподъемной стоимости их содержания. Хотя там хранятся их картины, которые сейчас редко удается продать. У каждого живописца набралось как минимум по 40–50 работ, а то и по несколько сотен.

Порой художники из Союза выходят на бульвар Пушкина, чтобы продать свои картины. Но как отмечает Мелик Агабекян, на бульваре в основном стоят те художники, которые делают хорошие копии, а настоящие авторские работы для музеев и выставок создаются в мастерских членов Союза.

Причем художник, как и музыкант, должен работать каждый день, иначе утрачивается навык. Можно за целый день не сделать ни одного наброска, но мысль будет работать в ожидании прихода музы. Картина сначала складывается в голове, затем воплощается в эскизах, а уже из них вырастают шедевры.

Выставки и встречи

Также для художников крайне важно принимать участие в выставках, особенно совместных.

«Это, в конце концов, конкуренция. Пока мы сидим в мастерской, то кажемся себе хорошими авторами. А когда выставляешь картину на суд зрителей и коллег, то начинаешь сравнивать, находить сильные и слабые стороны», – отмечает председатель Союза.

«Каждая выставка – как экзамен. Сколько бы лет ни было художнику. Сейчас мы плотно дружим с «Арт-Донбассом», его директор Екатерина Калиниченко говорит: «Если бы не Союз художников, можно было бы закрывать музей». Его работники заранее говорят нам, по какой теме планируется выставка. Если картина по определенной теме у меня есть, я ее приношу. А если нет, то написать что-то специально для выставки не смогу, так как потом картину некуда будет деть. В моей мастерской уже собралось много картин на разные темы», – говорит заместитель председателя Союза художников Юрий Данилов.

Официальный статус даст членам Союза больше возможностей для сотрудничества и с российскими коллегами – теперь художников Донбасса можно приглашать на выставки, встречи, пленэры на официальном уровне.

Мастера делятся опытом

У художников Республики есть надежда на молодое поколение. В Донецке работает 11 школ искусств. В каждой из них обучается около 600 детей.

«В юных художниках воспитывают не только умения, но и эстетический вкус, интеллект. Эти дети талантливы, увлечены, приспособлены к профессии. Мы, представители Союза, вкладываем много сил в воспитание нового поколения, безвозмездно работаем в жюри тематических конкурсов детского рисунка, которые организуют фонд «Русский мир», Министерство культуры ДНР, «Арт-Донбасс», Республиканский художественный музей, школы искусств. Мы стремимся передать свои знания и умения, это важная часть духовности, это значимо для будущего нашего города. Сейчас мало художников, делающих что-то своими руками. Как и печатная продукция, дизайн и творчество уходят в интернет. Но изначально нужно воспитывать вкус, развивать оригинальность и индивидуальность в будущем художнике, рассказывать о гармонии, о том, что такое китч в искусстве», – отмечает член правления Союза художников ДНР, ответственная за выставочную деятельность Елена Григорьева.

В школах искусств каждый год проходит торжественное посвящение в художники. Также старшие ученики пишут рефераты о донецких мастерах и изучают историю живописи Донбасса. А она довольно богатая, ведь во времена СССР сюда съезжались художники из разных городов Украины, России, Грузии, Армении и других дружественных республик. Так встречались разные традиции и направления, взаимно обогащая друг друга.

Некоторые профессиональные художники Донецка стали очень хорошими педагогами. До своего ухода в мир иной народный художник Юрий Зорко вел студию при художественном музее. А Мелик Агабекян и сейчас преподает в художественном колледже.

«Древние греки говорили: «Ученик – не сосуд, который надо наполнять, а факел, который нужно зажечь». Не все разжигаются, но в каждой группе из восьми человек, есть два-три студента, с которыми можно целенаправленно заниматься. Художественное творчество – это деятельность, которой надо «заболеть». Мы всю жизнь работаем и не изменили своей профессии», – говорит председатель Союза.

Донецкие художники продолжают трудиться, несмотря ни на что. Например, у Мелика Агабекяна в результате боевых действий был разрушен дом, поэтому он уже пять лет скитается по квартирам. Но вместе с другими живописцами председатель Союза думает над тем, как сделать свою работу заметной для всех горожан. Художники дружат с другими творческими союзами и организациями, планируют проводить с ними совместные мероприятия и каждый год принимают участие в праздновании Дня города.

«Мы – душа Донецка, как и филармония, театры. В любом городе есть городские художники, хранители традиций. Люди должны знать о нашем искусстве, гордиться нашими достижениями», – говорит Елена Григорьева.

Динара ГАТАУЛЛИНА, газета «Донецк вечерний»