Кинофильм «Спасти Ленинград» основан на реальных событиях. Премьерный показ ленты состоялся в России 27 января 2019 года и был приурочен к годовщине снятия блокады Ленинграда. Жители Донецка получили возможность увидеть картину 7 февраля в Доме кино им. Шевченко.
Шторм на Ладоге
Что может быть страшнее войны? Она калечит судьбы, отнимает жизни, ранит души… Жить в войне страшно, а ожидать ее со дня на день, как приговора, еще страшнее. События фильма «Спасти Ленинград» разворачиваются в сентябре 1941 года, когда призрачный шанс на спасение Северной столицы уже был упущен. Наши войска терпели сокрушительные поражения на Невском пятачке, и всем было ясно, что блокады города не миновать. Предпринимались последние, самые отчаянные попытки эвакуировать граждан и личный состав войск на территорию Большой земли, подконтрольную советским войскам. Для этого оставался лишь один путь – Ладожское озеро.
Вот вкратце сюжет. Настя – дочь ученого, осужденного за измену Родине, – и курсант артиллерийских войск Костя – сын генерала – решают покинуть родной Ленинград и попытаться спастись на барже 752, которая предназначена для пере- возки скота через Ладогу. Военное командование, которое возглавляет отец главного героя, отдает приказ о погрузке на баржу около полутора тысяч человек, несмотря на то что судно находится в критическом состоянии и может затонуть в любой момент. Обстановка усложняется тем, что озеро беспрестанно бомбит вражеская авиация. И все-таки решено, что под покровом ночи баржа пройдет по озеру. Но как будто сама природа решила помешать спасительной операции: поднялся сильнейший шторм в 9 баллов. Судно стало тонуть. Полторы тысячи человек вынуждены из последних сил бороться за жизнь. Наутро, когда шторм стих, немецкие самолеты уничтожили баржу, и лишь два буксира смогли прийти на помощь выжившим и спасти их.
Линейный разбор
В фильме просматриваются три линии: любовная, линия взаимоотношений главных героев с отрицательным персонажем – капитаном НКВД Вадимом Петручиком и линия борьбы советских войск с фашистами на Невском пятачке.
Последняя прорисована наиболее полно и красочно. Бои отражены весьма реалистично. Авторам фильма удалось передать неподдельный трагизм ситуации, которая заставляет зрителя сопереживать происходящему на экране. Также необходимо отметить, что в данном отрезке фильма режиссеры и монтажеры постарались на славу – технически сцены отсняты на высоком уровне, и в этом «Спасти Ленинград» не уступает иностранным кинокартинам.
А вот две другие линии проведены не столь удачно. Антигерой-энкавэдэшник (Гела Месхи) вышел уж слишком клишированным – неуравновешенный психопат, который то и дело без весомых причин набрасывается на главных героев. Финал фильма, где этот монстр ни с того ни с сего «подружился» со своими недавними жертвами, выглядит нелогичным. Утеряна причинно-следственная связь. Конечно, можно предположить, что сцены, объясняющие такое стечение обстоятельств, были просто вырезаны из финального варианта кинокартины по причине регламента прокатного времени или из-за недостаточного бюджета. Впрочем, Месхи сыграл свою роль очень неплохо, необходимо отдать ему должное. Недостатки сценария не его вина.
Любовная линия, признаться, также неоднозначна. Взаимоотношения Насти и Кости выглядят наигранными, искусственными… Фильм полон перекличек со знаменитым «Титаником». Это и пожилая женщина, рассказывающая историю в начале фильма, и скрипачи на барже, и курсанты, непонятно зачем запертые за решеткой в трюме в тот момент, когда судно начинает тонуть. Хоть фильм и анонсировался как отечественный ответ «Титанику», но вряд ли такой ответ можно считать достойным. Больше походит на пародию.
Отдельно отметим дух антисоветчины, который ощущается в этой картине. Отец главной героини, доктор биологических наук, был осужден за измену Родине и сослан в лагеря. Через несколько лет, получив амнистию, он возвращается в родной Ленинград и заходит домой на несколько минут, чтобы попрощаться с женой и дочкой. После этого он по приказу отправляется на Невский пятачок в самый разгар боев. Хоть в фильме и не утверждается, что герой пострадал невинно, но у зрителя явно хотят сформировать впечатление, что в советские времена с интеллигенцией обращались несправедливо.
В целом фильм получился очень неоднозначным. Я ожидала картины, передающей трагизм тех грозных лет, но ожидаемого не увидела. С другой стороны, в фильме все же есть драматичные сцены, трогающие за душу… Более детальная проработка характеров и заполнение логических пробелов помогли бы картине занять достойное место на полке отечественного кино.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Соответствие сценария фильма реальным событиям тоже вызывает вопросы. В конце у зрителя создается впечатление, что с баржи спаслась большая часть людей. На самом деле все было гораздо хуже. Чтобы в этом убедиться, предлагаем вам ознакомиться с исторической справкой.
- По различным данным, на барже находилось около 1 200– 1 500 пассажиров, а спасено было только 240 человек. Считается, что 1 000–1 300 погибли… Кстати, жертвами крушения «Титаника» стали 1 496 человек.
- Баржа начала тонуть около 3 часов ночи, люди выбегали на палубу, откуда их волнами смывало за борт. И так продолжалось долгие часы, примерно до 9 утра. Для того чтобы спасти женщин и детей, их отправили в рубку (небольшая надстройка над палубой), которую смыло волной, поэтому все дети и большая часть женщин погибли.
- На барже не было ни шлюпок, ни других средств спасения.
- Вода в Ладожском озере была ледяной. Ее температура в ночь на 17 сентября 1941 года колебалась от 4 до 9 градусов тепла. Те отчаянные люди, которые во время шторма или бомбежки решились покинуть баржу, пытаясь спастись вплавь, в считаные минуты погибли от переохлаждения.
- Ладожская флотилия состояла из речных барж, не приспособленных к перевозке людей и плаванию по опасным и не- предсказуемым водам Ладожского озера. Однако выбора не было, в Ленинград с Большой земли на баржах поставлялось продовольствие, а из города эвакуировали жителей.
- Баржи преодолевали расстояние более чем в 100 километров, учитывая то, что на Ладожском озере бывают такие штормы, какие и в открытом море нечасто встретишь.
- В фильме немцы говорят, что на Ладоге у советских войск осталась всего пара барж, которые необходимо уничтожить. На самом деле к этому моменту перевозку грузов осуществляли более сотни судов, но большинство из них были речными и не рассчитанными на ладожскую волну.
Анастасия Лебедь, газета «Донецкое время»