На прошлой неделе мы рассказывали о навыках детей и взрослых распознавать свои эмоции и управлять ими; мы обозначили, насколько эмоциональный интеллект в современном мире преобладает над интеллектом умственным; выявили, какое он имеет значение и как помогает успешно социализироваться. Сегодня в продолжение темы эмоционального интеллекта мы предлагаем несколько вариантов тестов, по которым вы сможете предметно ознакомиться с этим неотъемлемым в нашей жизни понятием и попытаться определить свой коэффициент эмоционального развития.
IQ (коэффициент интеллекта) теряет свои позиции единоличного лидера в определении успешности. Ему на смену приходит EQ (эмоциональный коэффициент). Это совсем не значит, что он становится определяющим. Совсем нет. Важно благоприятное сочетание разума и эмоци.
Эмоции – на первом месте!
«Если тупой, ещё тупее» обладает высоким эмоциональным коэффициентом, то в лучшем случае он будет хорошим комиком. А в худшем – банальным неврастеником. Мозг каждого из нас поделен на две половины: логическую (левое полушарие) и эмоциональную (правое полушарие). Вся информация, получаемая извне, сначала проходит через эмоциональное представительство нашего мозга и лишь затем попадает в его логическую часть. Нормы, принятые в обществе, окружение поощряют нас к тому, чтобы скрывать свои эмоции при людях и не проявлять их. И, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются.
Каков ваш эмоциональный статус, зависит от вашего эмоционального развития. Эмоциональное развитие, начиная с детского возраста, не прекращается и во взрослой жизни. Оно незаменимо в умении налаживать отношения с окружающими и очень важно в деле достижения успеха и обретения счастья в личной жизни. Конечно же, у счастья и успеха много слагаемых – это и природный ум, и удачное стечение обстоятельств. Но эмоциональный коэффициент, как ничто другое, помогает понять, почему некоторые люди, не отличавшиеся особыми достижениями в школе и не блиставшие в институте, впоследствии достигают больших высот в своей сфере деятельности.
Эмоции, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются. У детей неотреагированные эмоции трансформируются в страх и неуверенность. У взрослых – подавление чувств и эмоций приводит к выбросу адреналина и норадреналина, которые, в свою очередь, приводят к различного рода психосоматическим заболеваниям, в первую очередь – к гипертонии (её ещё называют болезнью невысказанных эмоций).
В чём секрет
Что же скрывается за этим коэффициентом? Это, прежде всего, целеустремлённость и упорство, способность обуздать свои желания ради достижения цели, владение своими эмоциями и настроением, умение сочувствовать другим и надеяться на лучшее. Но для большинства людей задача управления собственными эмоциями является достаточно сложной, в первую очередь потому, что в нашей культуре внимание главным образом уделяется развитию интеллекта, а такие человеческие качества как способность к сочувствию, самосознание и контроль над своими чувствами – игнорируются. Поэтому каждый для себя должен позаботиться о своём эмоциональном развитии, учиться выражать эмоции в рамках принятых в обществе норм и стараться не трамбовать их неотреагированными в потаённые уголки подсознания, чтобы они не вели там свою разрушительную работу.
Великолепная восьмёрка
Истинными ценностями и чертами, которые приветствуются в обществе, стали сегодня эти восемь качеств: дружелюбие, искренность, эмпатия, интуиция, мягкость, симпатия, взаимопонимание, доверие. Всё это также составляющие эмоционального интеллекта. «Эмоциональная компетентность» относится к способности распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, с целью самомотивации, а также с целью управления своими внутренними эмоциями и эмоциями в отношениях с другими людьми. Эмоциональная компетентность описывает способности, отличные от интеллектуального коэффициента IQ, но хорошо дополняющие эти чисто познавательные способности. Многие люди, богатые книжным умом, но с недостаточной эмоциональной интеллигентностью, в конце концов оказываются под начальством людей с более низким IQ, но преуспевших в развитии своей эмоциональной компетентности.
Существует как минимум семь факторов, определяющих степень эмоционального развития:
- умение разобраться в себе;
- способность управлять своими эмоциями;
- целеустремлённость;
- искренность;
- правдивость чувств;
- способность сочувствовать;
- умение помочь людям наладить отношения друг с другом.
Разумеется, EQ-диагностика – не панацея от всех личностных «неприятностей», но оперативное диагностирование коэффициента эмоционального развития реально позволяет личности избежать многих дисгармоничных ситуаций, как в текущей жизнедеятельности, так и в социокоммуникативной сфере.
Уровень вашего EQ
Чтобы определить свой эмоциональный коэффициент, предлагаем следующие три тестовые методики:
Тест 1
Ответьте «да» или «нет» на приведённые ниже вопросы:
- Когда люди заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
- Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
- Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
- Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
- В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
- При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
- Никогда не умел кататься на коньках, но, думаю, если бы захотел, научился бы.
- Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
- Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
- Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.
Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1, 6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее, и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Тест 2
Выберите ответ А или Б в зависимости от того, что больше соответствует вашему темпераменту. Это поможет вам лучше понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект.
1. Вы забыли поздравить вашего коллегу по работе с днём рождения
А. Я вообще никогда не помню дни рождения
Б. Я была занята другими вещами
2. В библиотеке с вас требуют деньги за книгу, которую вы не вернули
А. Когда я увлечена чтением книги, я забываю, что её нужно вернуть
Б. Я была настолько поглощена составлением отчёта, что забыла вернуть книгу вовремя
3. Вы теряете терпение, общаясь с одной вашей подругой
А. Она всегда жалуется на жизнь
Б. Она агрессивно настроена
4. Вы чувствуете себя обессиленной
А. У меня никогда не получается выделить время на отдых
Б. Эта неделя выдалась особенно напряжённой
5. Одна подруга говорит вам что-то обидное для вас
А. Она всегда говорит, не подумав
Б. Она была в плохом настроении, потому и набросилась на меня
6. Вы падаете на лыжне
А. Кататься на лыжах вообще трудно
Б. Просто лыжня была скользкая
7. Вы набрали вес за время отпуска и никак не можете похудеть
А. От диет никакого толку
Б. Диета, которую я испробовала, неэффективна
Обработка результатов. Чем больше вы набрали А, тем ниже у вас коэффициент EQ и, следовательно, тем меньше шансов преуспеть. И, наоборот, чем больше Б, тем выше коэффициент.
Тест 3
Интересным может показаться тестирование вашего родительского эмоционального интеллекта. Весьма интересной и достаточно простой в практическом применении представляется анкета «Характер ребёнка», предназначенная для родителей старших школьников и разработанная Е.А. Бердичевской, педагогом-исследователем из муниципальной средней общеобразовательной школы № 409 г. Санкт-Петербурга.
АНКЕТА «ХАРАКТЕР РЕБЁНКА» (для родителей старших школьников)
- Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
- Часто ли он капризничает (проявляет непослушание)?
- Ведёт ли он себя дома спокойно, не выводя из терпения всех домашних (включая домашних животных – кошек, собак и других)?
- Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно общается, играет?
- Часто ли ваш ребёнок «выходит из себя»?
- Всегда ли нужно присматривать за ним?
- Есть ли у него привычка много фантазировать?
- Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре (контроле) с вашей стороны?
- Есть ли у вашего ребёнка какиелибо незначительные страхи (фобии)? (Отметьте, какие именно).
Расшифровка анкетных результатов. Если вы можете дать положительные ответы на вопросы 1, 3, 4, 8 и отрицательные ответы на вопросы 2, 5, 6, 7, 9, то вы прекрасно воспитываете вашего ребёнка, и он хорошо адаптирован к жизни.
В заключение следует сказать, что эмоциональный интеллект и его определение – вещь сложная. Его невозможно вычислить, так как вычисляют коэффициент интеллекта, пока что. Эмоциональный коэффициент – оценка тенденций, перспектив развития. К тому же EQ – величина переменная, т. е. не является фиксированной и неизменной с момента рождения величиной. Правильность эмоциональной жизни, разрядка эмоций сослужат хорошую службу в деле развития эмоционального интеллекта.
Анна Савон, газета «Родина»