Эмоциональный интеллект у детей: инструкция по развитию и применению

Ещё два года назад об эмоциональном интеллекте почти не говорили. Сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний — необходимое умение, — нет никаких сомнений.

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих волнений бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними.

Неким объединяющим понятием для описания всех этих проявлений служит эмоциональный интеллект (EQ). Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Чем лучше развит у человека эмоциональный интеллект, тем он успешнее в социальных контактах.

Не враги, а друзья

Когда эмоции – не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели. Работу нужно вести с самого рождения ребёнка, а ещё лучше – во время беременности мамы на курсах по подготовке к родам. Родители, как правило, уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребёнка, совсем не думая о его эмоциональном состоянии. Часто их требования не совпадают с желаниями детей, а это неминуемо ведёт к психосоматическим проблемам.

Неоспоримо

Способность считывать свои эмоции, управлять ими и угадывать чувства других людей повышает наши шансы достичь вершин в личной и профессиональной жизни.

Исследования показывают, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, выгодно отличаются от остальных. В мире бизнеса они лучше других работают с жалобами клиентов и улаживают конфликты, а в долгосрочной перспективе – устанавливают прочные и позитивные отношения с окружающими.

Пять чувств

Важно, чтобы развитие умения воспринимать мир всеми пятью чувствами не заканчивалось в раннем детстве. Первоклассникам просто необходимы так называемые «тактильные сказки», которые может рассказать мама при помощи подручных средств.

Создайте, например, «волшебную сумочку», и положите в неё кисточку для пудры, баллончик с термальной водой, шуршащую погремушку, массажный ёжик и кусочек меха. Затем завяжите ребёнку глаза и придумайте интересную историю, задействовав каждый предмет. К примеру, ваш ребёнок идёт по тропинке, встречает зайчиков и других зверей, у него появляются новые друзья, потом он подходит к речке или водопаду и загадывает желание.

Такие пятиминутные истории оказывают не только антисрессовое воздействие, необходимое первоклашкам, но и формирует уникальный контакт мамы, папы и ребёнка.

Сказкотерапия

Вообще именно сказки, сказочные существа, а главное – проживание эмоций через сказки – очень важны для развития эмоционального интеллекта у детей. Через сказкотерапию можно проработать страхи ребенка, разыграв вместе с ним страшного героя, придумав, что с ним произошло что-то такое, что он стал добрым или смешным.

EQ – помощник в образовании

Важно иметь в виду, что образование – процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.

Существует три кита успешного образования с учетом EQ:

  1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соответственно, тоже).
  2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).
  3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).

Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:

  1. Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
  2.  Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
  3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо разочарование в себе и мире. А главное – они приводят или к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки.
  4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.
  5. Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.

5 шагов развития

Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребёнку нужно пройти через пять этапов игрового образовательного процесса:

  • осознанность (я чувствую)
  • мотивация (я хочу)
  • самооценка (я могу)
  • интеллект (я знаю)
  • самореализация (я делаю)

Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать EQ и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию.
  2. Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её.
  3. Понять, почему вы испытываете эти чувства.
  4. Принять решение как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства – например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Начните уже сейчас!

Эмоциональный интеллект можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Для этого необходимо прорабатывать каждую из пяти его составляющих:

  1. САМОСОЗНАНИЕ. Осознание своих эмоций, сильных и слабых сторон, мотивов, ценностей и целей и их влияния на окружающих.
  2. УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ. Контроль или перенаправление разрушительных эмоций и порывов.
  3. МОТИВАЦИЯ. Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи.
  4. ЭМПАТИЯ. Внимание к чувствам других людей.
  5. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Направление отношений в нужное русло.

Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля.

Чего хочет ребёнок

Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё, что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием. Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.

Ценный совет для взрослых:

«Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях».

Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идёте по улице с двухлетним ребёнком. Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика.

В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?!» Учитывая ваши ценности, возможен ли такой сценарий? Вполне. Потому что вы испытали эмоцию (ужас) огромной силы, видя, что ваш ребёнок несётся в объятия смерти.

В вышеприведённом примере вы не хотели бить или унижать ребёнка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями. Можно ли было спасти ребёнка от опасности, не предавая свои ценности? Без сомнения, да.

Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались, и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта.

7 книг, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка …и заодно расскажут, почему это важно

  1. Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект»
  2. Джон Готтман, Джоан Деклер. «Эмоциональный интеллект ребёнка»
  3. Мартин Селигман. «Ребёнок-оптимист»
  4. Марти Лэйни. «Мой ребёнок – интроверт»
  5. Томас Армстронг. «Ты можешь больше, чем ты думаешь»
  6. Дана Саскинд. «Тридцать миллионов слов»
  7. мбер и Энди Анковски. «Что у него в голове?»

При подготовке использовались материалы доктора психологии, эксперта по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской, а также психолога и научного журналиста Дэниэла Гоулмана

Анна Савон, газета «Родина»