Один из главных праздников нашей Родины — День Победы. Десятки миллионов солдат и офицеров, партизан и подпольщиков, тружеников тыла и представителей научной интеллигенции своим мужеством и героизмом, самоотверженным трудом и безграничным патриотизмом день ото дня приближали этот день. Благодаря каждодневной работе конструкторов и инженеров, сталеваров и машиностроителей наша страна смогла не только восстановить ослабленную в первые месяцы боев военную мощь, но и создать благоприятные условия для коренного перелома хода войны.
Легкий танк Т-26
Основная ударная сила бронетанковых сил РККА в конце 1930-х годов к 1941 году устарел и не мог, как более новые и мощные Т-34 и КВ, выигрывать танковые дуэли с силами вермахта. Большинство “двадцать шестых” не пережили первого года войны, но именно они, часто ценой жизни экипажей, закрыли врагу дорогу к Москве.
Ил-2 — «летающий танк»
Разработанный в 1939-1941 годах бронированный штурмовик Ил-2 с пушечным вооружением конструкции КБ Ильюшина оказался одной из лучших боевых машин Второй Мировой войны. До конца 1942 года Ил-2 выпускались одноместными, однако потери самолетов из-за отсутствия бортстрелка были достаточно велики, и в модификации Ил-2М появилась двухместная кабина, пусть и не целиком защищенная бронекорпусом. Полноценная защита у второго члена экипажа появилась лишь в 1944 году на модели Ил-10.
Лучший танк Отечества
У Красной Армии был один из лучших и самый массовый средний танк в истории Великой Отечественной войны – Т-34. Эта универсальная машина разработки Михаила Кошкина превосходила всех соперников по скорости, маневренности и проходимости. Вооружение на танках модернизировалось с повышением их мощности – в конце войны на “тридцатьчетверку” ставили пушки калибра 85 мм. Т-34 был основным танком Советской Армии до конца 1940-х годов, а в некоторых армиях мира эти машины в строю и по сей день.
На смену «КВ»
Тяжелые танки нового поколения ИС («Иосиф Сталин») пришли на смену мощным КВ («Клим Ворошилов»), появившимся еще до войны. Хорошее бронирование и приличные ходовые качества были дополнены мощнейшим 122-мм орудием, беспрецедентным для танков того времени. С ИСами Красная Армия вошла в Берлин. На вооружении Советской, а потом и Российской, Армии эти танки стояли до 1995 года.
«Катюша»
17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой правительственной делегации было продемонстрировано новейшее оружие – реактивные установки залпового огня БМ-13, которые позже получили название «Катюша». Спустя три дня, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве этих установок. До начала войны в этот момент оставались считанные часы. «Катюша» в основном устанавливалась на грузовиках, причем не только на ЗИСах. Самым массовым обладателем этого оружия стал американский Studebaker US6 – первый в мире грузовик с тремя ведущими мостами.
Дивизионная пушка ЗИС-3 конструкции Василия Грабина
Конвейерное производство этих орудий было налажено на нескольких заводах (головное предприятие – Горьковский артиллерийский завод №92). Выпущенная более чем в 103 000 экземплярах, пушка стала настоящим шедевром технологичности и надежности. Огонь из нее можно было вести любыми советскими снарядами калибра 76,2 мм, что существенно облегчало снабжение артиллерийских батарей. Следует признать, что по боевым характеристикам ЗИС-3 уступала своим зарубежным аналогам (в частности, английской 17-фунтовой пушке), зато по удобству и неприхотливости не знала себе равных. Учитывая невысокий уровень подготовки дивизионных артиллеристов и жесткие условия эксплуатации, это было очень ценным достоинством – даже серьезный ремонт можно было проводить силами расчета. На базе ЗИС-3 и легкого танка Т-70 была создана самоходная артиллерийская установка Су-76. Пусть и не сыскавшая славы и уважения среди танкистов (зато выпускавшаяся тысячами), Су-76 огнем и броней смогла в самый тяжелый период войны поддержать пехоту на поле боя.
По материалам газеты «Знамя Победы»