19 декабря 1939 года на заседании Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР было принято постановление о принятии на вооружение нового гусеничного танка А-32, изготовленного заводом № 183 в Харькове. В январе 1940 года началась постройка двух танков на базе А-32 с улучшенной до 45 мм толщиной брони и 76,2-мм пушкой Л-11. Танк с такой толщиной брони было предписано именовать Т-34. Так начиналась история одного из символов Великой Отечественной войны, настоящего «оружия Победы».
Танк был разработан конструкторским бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина (1898 — 1940). Успешность данного проекта была предопределена применением высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний танк, при толстой броне и мощной пушке, отличался высокой проходимостью, маневренностью и подвижностью. Очень важным оказался и высокий модернизационный потенциал конструкции, что позволило в течение войны эффективно повышать боевые качества танка с одновременным наращиванием его промышленного производства. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и дальнейшее развитие отечественного танкостроения. Благодаря совокупности своих качеств, многими специалистами и военными экспертами он был признан одним из лучших танков Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков в виде памятников и музейных экспонатов, а в ряде стран — даже в качестве боевых единиц.
В Донецке, до недавнего времени, было два танка Т-34. Один из них появился довольно давно, еще в 1944 году, когда неподалеку от театра оперы и балета было обустроено захоронение гвардии полковника Франца Андреевича Гринкевича (1905 — 1943).
Согласно инструкции Наркомата обороны СССР от 4 апреля 1942 года, было предписано погибший начальствующий состав, от командира полка и выше, хоронить в тыловых районах, в общественных местах, на территории городских или поселковых скверов. Так и тело Франца Гринкевича, командира 32-й гвардейской танковой бригады, было доставлено из Запорожской области, где он скончался от ран, полученных в бою на реке Молочной.
Могила Гринкевича была обустроена к первой годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Она представляла собой постамент, сложенный из кирпича, оштукатуренный и побеленный. Откуда-то из-под Рутченково привезли израненный танк — Т-34 выпуска 1942 года с характерной шестигранной башней «гайкой». Эта машина действительно принимала участие в боях за Сталино в 1943 году, и получила попадание в моторный отсек, пробоины по правому борту и отметины на маске пушки.
В 1964 году, к грядущему юбилею 20-летия Победы, началась коренная реконструкция памятника Гринкевичу. Старый постамент заменил новый, облицованный гранитом. 9 мая 1965 года, в дни праздничных мероприятий, могилу посетила вдова полковника Гринкевича, Анна Исааковна, проживавшая в Москве. А в 1967 году старый танк заменили на более современный Т-34-85, выпущенный уже после войны. Специалисты утверждают, что данный танк имеет корпус, изготовленный в 1944 году на Сталинградском тракторном заводе, башню, сделанную в ноябре 1945 года, и часть катков от послевоенного танка Т-54. Такой вот занимательный гибрид.
Снятую с постамента «тридцатьчетверку» разместили во дворе библиотеки имени Крупской, а в начале 1970-х годов танк переехал на новое место во дворе Донецкого краеведческого музея, где по нему, в свое удовольствие, лазили многие поколения донецких мальчишек. 8 апреля 2010 года старый танк в очередной раз сменил свое местоположение, и теперь дончане и гости города могут прикоснуться к «ветерану-фронтовику» на открытой площадке Музея Великой Отечественной войны Мемориального комплекса «Твоим освободителям, Донбасс!»
Летом 2014 года, когда в Донбассе развернулись масштабные военные действия, в средствах массовой информации начала появляться информация о старых танках, которые были сняты ополченцами с постаментов, и вновь пошли в бой. Сообщалось о танках Т-34-85 в Дружковке, Антраците и Луганске, тяжелом танке ИС-3 в Краматорске. В условиях полного технического превосходства и материального обеспечения украинской армии, танки-ветераны, не представляя собой сколь-нибудь значимой военной силы, поднимали боевой дух народного ополчения на немыслимую высоту. Ярким свидетельством мужества и героизма защитников Донбасса стали современные боевые танки Т-64 и Т-72, отбитые в боях с украинской армией, и поступившие на вооружение Вооруженных Сил ДНР.
А в начале 2016 года в Донецке возникла идея восстановить еще одну «трдцатьчетверку» до ходового состояния и пустить ретро-танк в парадном строю 9 мая. Технари из бригады «Кальмиус» изучили все машины-памятники в ДНР на предмет восстановления. И выбрали танк, который стоял у подножия Саур-Могилы. Искореженный осколками не только прежней, но и нынешней войны. Только у него сохранились двигатель и элементы трансмиссии, узлы управления и т.д.
Танки Т-34-85 выпускались советской промышленностью с января 1944 года по 1950 год. В отличие от «тридцатьчетверок» первых военных лет, на них устанавливалась новая трехместная орудийная башня с 85-мм пушкой, которая была способна сражаться с тяжелыми немецкими танками Pz. VI «Тигр» и Pz. V «Пантера». При этом танк абсолютно не утратил своих главных преимуществ — маневренности и подвижности.
В отличие от танка Т-34-85, что стоит на постаменте у оперного театра, эта машина, в прямом смысле, «хлебнула» военных невзгод. Корпус танка был изготовлен в 1943 году, башня — 1944 года. Танк воевал, горел, затонул где-то на фронтовой переправе, но был поднят и в послевоенное время занял свое место на открытой площадке Мемориального комплекса «Саур-Могила».
Работы было очень много. Например, пришлось заново переточить все «пальцы» на гусеничных траках, полностью разобрать и заново собрать дизельный двигатель В-2, отремонтировать трансмиссию, фрикционы и т.д. Так что, к военному параду в 2016 году просто не успели.
Зато, 9 мая 2017 года легендарная «тридцатьчетверка» под командованием Героя Донецкой Народной Республики Валерия Быбко прошла по главной площади Донецка, вызвав целый шквал восторженных откликов.
Такова история трех донецких «тридцатьчетверок». И, откроем маленький секрет. В ремонте находится еще одна машина Т-34-85, которая в скором времени займет свое почетное место в парадном или музейном строю.
Алексей Акутин