Судьба сельской женщины – это судьба страны. Ее вклад в экономику, культуру, политику измеряется не только трудовым подвигом, деятельным участием, великими творениями. Она была матерью, хранительницей очага, вдохновительницей побед и достижений страны. Черты характера, присущие нашей женщине, обусловленные традиционными взглядами на жизнь, судьбу и семью, всегда были и до сих пор считаются привлекательными и оценены мужской частью населения и обществом в целом.
Но особенно роль женщины проявляется в переломные, кризисные периоды жизни страны, какими были 30–40-е годы ХХ века.
ГЛАВНАЯ СИЛА ДЕРЕВНИ
Две революции, Первая мировая, а за ней сразу Гражданская война привели к кризису села, гибели на фронтах мужчин. Женщины стали главной трудовой и общественной силой деревни. Это касалось сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства и формирования общественного мнения на селе. Основой формирования советского менталитета было крестьянство, которое и после переселения в города еще долгие годы определяло отношение к жизни, семье, работе, проведению свободного времени. Особый тон задавали женщины как надежные хранительницы обычаев, традиций, умений, стремления к знаниям и желания самореализоваться в условиях советской действительности. Они осуществляли заявленное в Конституции СССР равное право с мужчинами во всех областях жизнедеятельности. Это право было реализовано на основе огромного трудового участия крестьянок в общественном производстве, но оно было усилено «двойной» нагрузкой трудного бытового обслуживания своей семьи.
Индустриализация страны быстро дошла и до крестьянской «глубинки». На смену ручному труду приходил труд механизированный, тягловую силу лошадей и быков сменили трактора, автомашины и комбайны. Одним из главных приоритетов деятельности советской власти в 20-х годах стало создание крупных общественных хозяйств, куда начала поступать новая техника. Но мало иметь передовую технику, ее нужно ремонтировать, проводить профилактику, обеспечивать запасными частями. Для этого нужны были опытные кадры трактористов и механиков, а их явно не хватало, и тогда за руль трактора сели женщины.
ЗА РУЛЕМ ТРАКТОРА
Девчата Старобешево увлеклись новой техникой, и среди них была 16-летняя Паша Ангелина, которая буквально «заболела» трактором.
«В моей памяти, – писала она уже в 40-е годы, – навсегда сохранится тот день, когда мне, бывшей батрачке, доверили трактор. Я ухаживала за ним, как мать за ребенком. Трактор на колхозной земле облегчал труд пахаря, преображал жизнь деревни».
Окончив трехмесячные курсы трактористов-бригадиров, П. Н. Ангелина обратилась к начальнику политотдела МТС Ивану Михайловичу Курову: «Я сказала ему, – вспоминала впоследствии П. Н. Ангелина, – давайте организуем женскую тракторную бригаду. Я всех трактористок за собой потяну».
Зимой этого же года были организованы курсы для 25 девушек-прицепщиц, из которых в Пашину бригаду вошли 8 человек: Н. С. Радченко, М. И. Радченко, В. Г. Анастасова, В. И. Коссе, Л. К. Федорова, В. Г. Золотопуп, В. Е. Юрьева (Михайлова) и В. Л. Федорова.
«Девушки все время находились в поле, на стане. Рано утором вся бригада во главе с Пашей вереницей ехала на тракторный стан на велосипедах. Спали в деревянных будках, в них же завтракали, обедали, ужинали, там же культурно развлекались. Если выпадал свободный час – были у нас и книги, и шашки, и домино, и газеты, и журналы, и патефон с набором пластинок. Скучать нам не приходилось, вставали рано, ложились поздно», – вспоминала Надежда Ангелина.

Работать приходилось очень много. По свидетельству трактористки М. В. Бахолдиной: «Трактора у нас работали по 22–23 часа в сутки, хоть и в две смены, а нагрузка на человека получалась большая. Иначе не обеспечить всего объема работы».
По работе – и слава. За ударный труд вся бригада была вызвана в Москву на Всесоюзное совещание передовиков урожайности по зерну, трактористов и машинистов молотилок страны, где Паша была удостоена высшей награды страны – ордена Ленина. Орденами СССР награждены и все члены женской тракторной бригады. С трибуны совещания знатная трактористка пообещала создать в районе 10 женских тракторных бригад. Бригадирами новых женских тракторных бригад стали Маруся Токарева, Наташа Радченко, Вера Золотопуп, Вера Юрьева (Михайлова), а в Пашину бригаду пришли Маруся Мастеровенко, Надя Бииц, Киля Антонова, Лиза Кальянова, сестры Надя и Леля Ангелины, жена брата Катя Ангелина. Некоторые из них были совсем юными – Наде Бииц в 1935 году было всего 15 лет! Бригада превратилась во всесоюзную школу тракторного дела.
Народ высоко оценил деятельность первой советской трактористки – 12 декабря 1937 года она была избрана депутатом Верховного Совета Союза СССР первого созыва – ей было в ту пору всего 25 лет!
«СТО ТЫСЯЧ ПОДРУГ, НА ТРАКТОР!»
А 1 апреля 1938 года со страниц газеты «Правда» прозвучало обращение четырех знаменитых женщин – механизаторов СССР, слушательниц Тимирязевской сельскохозяйственной академии и Академии социалистического землевладения Паши Ангелиной, Паши Ковардак, Марии Оськиной Мухортовой и Варвары Бахолдиной: «Сто тысяч подруг, на трактор!». В нем говорилось: «Молодые патриотки нашей Родины, учитесь управлять трактором! Помните, что, работая на тракторах, мы помогаем крепить оборонную мощь нашей страны. В тот час, когда наши мужья и братья сменят трактор на танк, мы, работая на социалистических полях, будем крепить нашу Родину, а если потребуется, то пересядем на боевые машины и поведем их в бой с врагами Отчизны».
На этот призыв по всей стране откликнулись более 200 тысяч женщин! И когда в военное лихолетье тысячи мужчин сменили трактора на танки, их место заняли участницы знаменитых женских бригад 30–40-х годов, а некоторые из вчерашних трактористок сами сели за рычаги грозных боевых машин.
В 1958 году, накануне смерти, в интервью корреспонденту газеты «Правда» Паша Ангелина говорила: «Наше поколение не искало себе ни легкого хлеба, ни легких дорог. Ведь самое прекрасное, самое дорогое в нашей жизни – это самоотверженный труд на благо нашей любимой Родины».
Прасковья Никитична никогда не жалела себя. И организм не выдержал многолетних сверхнагрузок. 21 января 1959 года многие газеты Советского Союза известили: «После тяжелой болезни на 47-м году из жизни ушла дважды Герой Социалистического Труда Прасковья Никитична Ангелина». Ушла целая эпоха жизни великой страны.
НА СМЕНУ МОЛОДЫМ
В 50–60-е годы прошлого века механизация прочно входила в сельскую жизнь. На лучших механизированных фермах и комплексах ручной труд все больше заменялся техникой. В начале 60-х годов, передав руль трактора молодым, в основном ушли на заслуженный отдых славные трактористки 30–40-х годов ХХ века. Но им на смену пришли молодые девушки-трактористки, бригадиры тракторных бригад 60–70-х годов Г. П. Петухова (колхоз имени Кирова) и М. К. Хонахбеева (колхоз «Заветы Ильича). По инициативе обкома комсомола 28–29 сентября 1964года в Старобешево состоялся первый областной слет девушек-механизаторов. За столом президиума сидели отец, мать и сестры П. Н. Ангелиной. Грамоты обкома комсомола вручены трактористкам района – Кате Туболевой, Вале Тесленко, Марии Хонахбеевой.
Реформы 60–70-х годов в СССР изменяют положение женщин. Введенная в 1965 году денежная зарплата в колхозах, уравнение колхозников в правах с остальными гражданами страны – пенсии, социальное страхование, многие правительственные решения, поддерживающие женщин материально и освободившие от работы до достижения ребенком трех лет, резко подняли рождаемость и в городе, и в деревне. Распространение паспортной системы на крестьянство, начиная с 1976 года, окончательно освободило деревню. Работать в сельскохозяйственном производстве стало выгоднее, а жить в деревне — привлекательней. На поля приходят новые, более комфортабельные трактора и комбайны.
ПРАВО НА ТРУД
Но вместе с тем, характеризуя положение женщин-механизаторов, нужно отметить и еще одно обстоятельство – эти девушки оказались еще и в трудных психологических условиях. Им постоянно приходилось отстаивать свое право на квалифицированный и высокооплачиваемый труд. Против нетрадиционной роли крестьянки в сельскохозяйственном производстве выступали не только мужчины, но и, в первую очередь, женщины села, деревенская общественность. Предметом особой зависти и пересудов в деревне становились передовики сельскохозяйственного производства. Как правило, они были еще и активными общественницами, получали награды и премии, участвовали в совещаниях, совершали поездки в районный и областной центры, в Москву и Киев. А потому по их поводу часто необоснованно злословили. Той же Паше Ангелиной коекто из земляков до наших дней не может простить ее успехов и славы.
А время шло, настал «брежневский» период, когда деревня и, в частности, женщины жили намного лучше, чем до и после, включая и современное реформирование. Медленное, с отступлениями, но поступательное движение деревни к благополучию связано было прежде всего с крупным финансированием колхозно-совхозного сектора экономики. И в 70–80-х годах славустаробешевских трактористок подхватило третье поколение девушек–механизаторов – стыльчанки Вера Царева, Мария Трандафилова, сестры Лоскутовы – Тамара, Нина и Лариса из колхоза имени Ленина. Трактористкой стала дочь приемного сына Паши – Геннадия (тоже Паша Ангелина). Трактористка колхоза «Культура» Н. Д. Христенко, трактористка колхоза «Червона Украина» В. И. Романенко, трактористки колхоза «Каракубский» С. Дурбой и С. Корень. Большинство из них получили специальность механизатора в Раздольненском училище. В Старобешево в 70–80-х годах неоднократно проводились Всесоюзные встречи женщин-механизаторов.
ПАШИНО ДЕЛО
Сорок лет назад, в 1980 году, в зале ДК имени П. Н. Ангелиной собрались представители трех поколений женщин-трактористок. Они обсудили текущие дела, поделились планами на будущее, некоторые заключили между собой договора на социалистическое соревнование. В декабре 1984 года в музее П. Н. Ангелиной состоялась Вседонецкая встреча стахановцев трех поколений. На «Пашином поле» в 1985 году открыта мемориальная доска.
Казалось бы, дело Паши Ангелиной живет и развивается, но к концу 80-х годов все меньше женщин выводили на поля своих железных коней. К 1985 году в районе осталось всего 16 женщин-трактористок. Председатели колхозов неохотно допускали девушек к вождению трактора (льготы, положенные женщинам-механизаторам при наличии достаточного количества мужской рабочей силы, не способствовали улучшению дел). К завершающему десятилетию ХХ века все сошло на нет.
«Когда я начинала работать, – с горечью говорила в 1990 году Тамара Лоскутова, – к женщинам-механизаторам относились с большим уважением. Я помню слеты, встречи последовательниц Паши Ангелиной. Тогда жить было намного интересней».
Казалось бы, фермерское хозяйство как узаконенное личное подсобное после 1991 года должно было принести и достаток в дом, и благополучие в семью. Но этого не произошло.
Более чем полувековой путь, пройденный крестьянством в рамках советской колхозно-совхозной системы, был поставлен под сомнение, сметен буржуазными реформами, а сельские жители были сориентированы на новую жизнь. Вне зависимости от правильности избранного правительством реформирования деревни крестьянство оказалось к ней не готово материально и психологически. После раздела и развала общественной собственности, своей материально-технической базы для ведения сельскохозяйственного индивидуального производства, как и социальных гарантий, ни у кого не было.
И первыми пострадавшими — безработными начала 90-х годов ХХ века (которым даже в пособии по безработице отказали, так как, по мнению депутатов Верховной Рады Украины, «у них приусадебные участки земли есть, пусть с этого и кормятся») стали женщины. А среди них в первую очередь наследники славных традиций трех поколений девушек-трактористок Старобешевского района.
Игорь АВДЕЕВ, научный сотрудник Мемориального музея П. Н. Ангелиной,
газета «Новая жизнь»