Донецкая муздрама снова радует нас премьерой. На этот раз постановкой для Большой сцены – «Фернандо Крапп написал мне письмо» по одноименной пьесе Танкреда Дорста.
Взаимность не безоблачна
«Спектакль о любви, но не той, к которой мы привыкли в современном мире, не обыденной, а о любви с большой буквы, когда один человек растворяется в другом, когда не требуется слов», – так охарактеризовал свое детище Василий Маслий, режиссер нового спектакля.
Конечно, этим определением постановщик обозначил лишь вершину айсберга. Характеризовать большое в двух словах – занятие неблагодарное.
«Фернандо Крап» действительно пьеса о любви. И любовь в данном произведении предстает каркасом, на котором держится весь мир героев. Любовь взаимная, но
отнюдь не безоблачная. Конфликт пьесы – в разности взглядов на главное чувство.
Жанр произведения определен как «опыт об истине». Истина как раз в любви, той, которая есть Бог, которая является единственно правильным состоянием человека. Герои погружены в любовь, однако на осознание этой истины у них уходит вся жизнь, полная мучительных страстей-сомнений. В первую очередь это касается героини.
Большая сцена располагает к обилию персонажей, однако на этот раз действие ведут все-
го лишь трое актеров. Выразительная роль заслуженного артиста Сергея Лупильцева (отца Юлии) полностью приходится на зачин пьесы, в дальнейшем же полотно спек- такля разворачивают трое: Алиса Науменко (Юлия), Павел Бодров (Фернандо Крапп) и народный артист ДНР Владимир Швец (граф-любовник).
Это серьезный вызов для актеров – на протяжении почти двух часов держать зрительское внимание на поводке. Требуются недюжинные эмоциональные силы, огромный лицедейский потенциал. В том, что подобный груз способны про- нести Бодров и Швец, ни у кого не было сомнений.
Оба актера не раз доказывали свой профессионализм и пользуются заслуженной популярностью донецкого зрителя. Оба подтвердили свой класс и в «Фернандо Краппе».
Отдельных слов заслуживает Алиса Науменко. Эта молодая актриса совсем недавно перешла в Донецкую муздраму из другого республиканского театра и тут же была брошена в бой. Причем бой нешуточный – будучи основанием любовного треугольника, Алиса провела на сцене наибольшее количество времени. Работая на контрасте с монументальным героем Бодрова, Науменко нарисовала очень пластичный, экспрессивный, многогранный образ. Ее героиня изломана внутренним конфликтом, ее путь к истине особенно тернист. Выразить все ступени этого пути – задача непростая, и актриса решила ее очень достойно.
Нельзя обойти вниманием оформление спектакля. Как всегда, точно подчеркивают атмосферу произведения декорации от Руслана Фадиенко.
Сценическая площадка поделена на две локации: жилище, обрамленное четырьмя атлантами из полистирола, и поле, усыпанное тюльпанами.
Четырехметровые колоссы своей мощью, видимо, символизируют образ Фернандо Краппа – цельный, упрямый, несколько статичный, но надежный. Тюльпаны своей романтичностью, хрупкостью, яркостью и, увы, недолговечностью отражают внутренний мир героини. Кстати, тюльпанное поле – плод титанического труда всей муздрамы. Цветов не меньше двух тысяч, и в их создании, по словам режиссера, участвовал практически весь коллектив театра.
Директор и худрук муздрамы Наталья Волкова надеется, что «Фернандо Крапп» заполнит нишу, которую когда-то занимал культовый донецкий спектакль «Коварство и любовь». Так это или нет, судить, конечно, зрителям. Но видное место в репертуаре нашего театра новая постановка определенно займет.
По материалам газеты «Донецкое время»