Известному в Донецке и далеко за его пределами ансамблю «Септет-джаз» под управлением Александра Куслина исполнилось 15 лет. По этому случаю 11 декабря коллектив устроил в филармонии концерт Jazz time, на котором в своей неповторимой манере исполнил полю- бившиеся поклонникам композиции. В программе прозвучала джазовая классика, пьесы в стиле бибоп, диксиленд, босса-нова, мамбо, самба, фанк, произведения Гершвина, Паркера, Камило, Прима, Брукмайера.
ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ
«Как единственный в регионе филармонический джазовый коллектив мы всегда стремимся показывать на концертах все разнообразие этого жанра музыки, – говорит Александр Куслин. – А так как концерт был юбилейный, то и программа стала своего рода итоговой – мы сыграли все самое лучшее из своего репертуара».
Кроме великолепной семерки постоянных участников «Септет-джаза» в концерте приняли участие музыканты, игравшие в ансамбле раньше, – Станислав Лавриненко (труба), Сергей Иванов (фортепиано), Евгений Мошак (гитара) и Сергей Герасименко (ударные). А еще на нем пел генеральный директор и художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии имени С. С. Прокофьева Александр Парецкий.
КТО ЕСТЬ КТО
Вообще состав коллектива за 15 лет неоднократно обновлялся – некоторые работавшие в ансамбле талантливые студенты музыкальной академии после ее окончания уезжали на родину или в другие места, кто-то из музыкантов отправлялся «за длинным рублем» в Россию или в дальнее зарубежье. Им на смену приходили молодые талантливые воспитанники музыкальных учебных заведений города.
Из первоначального состава в ансамбле остались его руководитель Александр Куслин, играющий на тромбоне, и саксофонист (а также кларнетист) Константин Полищук. Куслин еще является директором Донецкого музыкального колледжа имени С. С. Прокофьева, а Полищук – заведующим эстрадно-джазовым отделением и преподавателем по классу саксофона и кларнета.
Остальные пять участников «Септет-джаза» тоже либо работают в этом колледже, либо недавно его закончили. Так, барабанщик Алексей Глущенко преподает на том же эстрадно-джазовом отделении колледжа, что и Полищук. А еще, кроме «Септет-джаза», работает в оркестре Донецкого центра славянской культуры. Играющий на саксофоне-альте Михаил Халяпин тоже педагог и артист эстрадно-духового оркестра филармонии. В этом же оркестре играет пианист Николай Звягинцев – выпускник колледжа. Его же закончила и вокалиста Алиса Черкасова, восхищающаяся слушателей виртуозным исполнением сложнейших джазовых композиций. Сейчас она учится в музыкальной академии.
А на бас-гитаре в «Септет-джазе» играет легендарный Данил Милка – композитор филармонии, дирижер ее симфонического оркестра, сделавший для него аранжировки знаменитых рок-хитов и создавший другие впечатляющие композиции. К участию в своих постановках он привлекает и коллег из «Септет-джаза».
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Джазовые музыканты ансамбля активно и охотно участвуют в различных совместных проектах, любят эксперименты и импровизации. Чаще всего выступают в общих программах с камерным оркестром «Виола», которым руководит Валерия Путря. Результаты получаются очень впечатляющими. И это несмотря на то что, по словам специалистов, джазовый и камерный ансамбли – редкое сочетание, их общее звучание сильно отличается от эстрадносимфонического оркестра. Вместе с «Виолой» играли и джаз, и популярную музыку, и даже классические произведения Иоганна Себастьяна Баха.
Также «Септет-джаз» и «Виола» участвовали в программах из цикла «Музыка для здоровья», правда, каждый из коллективов играл отдельно в разных отделениях. Эти программы вели доктор медицинских наук, профессор Эмиль Фисталь и врач-психолог Галина Фирсова, которые рассказали зрителям о целительных свойствах музыки, демонстрировали оздоравливающие и расслабляющие упражнения. А участники ансамбля Александра Куслина играли специально отобранные мелодии, которые, по словам врачей, помогают при расстройствах нервной системы и заболевания сердечно-сосудистой системы. Такую музыкотерапию неоднократно проводили не только в Донецке, но и в Луганске. И многие зрители говорили, что музыка в самом деле облегчает их душевное и физическое состояние.
До войны «Септет-джаз» участвовал в фестивалях классической и современной музыки «Амадеус», которые проводились в Херсоне. Каждый год ансамбль выступает на международных фестивалях джазовой музыки «Джаз-форум», проходящих в Донецке. Во время одного из международных фестивалей музыкального искусства «Прокофьевская весна», который проводится по инициативе донецкой филармонии, «Септет-джаз» выступил совместно с Государственным камерным хором Республики Беларусь и дирижером и солистом из Нью-Йорка Айрой Сполдингом. Это было в 2011 году. А через год в зале Донецкой филармонии прошел совместный джазовый концерт коллектива Александра Куслина и группы музыкантов из Германии и Голландии. Этих европейских коллег пригласил в наш город руководитель «Сеп-тет-джаза». Он с ними дружит уже 25 лет.
«Я каждый год езжу на международный фестиваль «От классики до рока», который проходит на западе Германии, неподалеку от города Мюнстер, – рассказывает Александр Васильевич. – Там меня уже хорошо знают и очень тепло встречают. Доводилось в дни Рождества играть на своем тромбоне в католическом соборе – под аккомпанемент органа. Также я дирижировал там симфоническим оркестром, который исполнял знаменитый ноктюрн Арно Бабаджаняна. Они прежде его не знали – я привез на фестиваль ноты этого произведения. Словом, впечатлений от этого праздника музыки всегда остается масса. Потом я пригласил музыкантов, которые бывают на фестивале, к нам в Донецк. Они приезжали сюда уже три раза».
ИМПРОВИЗАЦИИ И АРАНЖИРОВКИ
Не только руководитель «Септет-джаза», но и другие его музыканты выступали и работали в разных странах мира – в России и Польше, Швеции и Бразилии, Италии и Сирии. Их выступления всегда пользуются большим успехом, потому что участники ансамбля не только виртуозно играют на своих инструментах, но и в совершенстве владеют искусством импровизации. Также их отличает собственный узнаваемый стиль – в большой степени благодаря авторским оригинальным аранжировкам композиций.
«Аранжировки – это очень творческий процесс, – говорит Александр Куслин. – Но джаз – это вообще такая музыка, что когда начинаешь его играть, то становишься автором, даже без импровизации все написанные ноты играешь в своей манере. А уж если начинается соло-импровизация, то исполняющий ее – настоящий автор».
Большинство аранжировок делает руководитель «Септет-джаза». Он же придумывает новые программы и подбирает для них композиции. Ансамбль выступает чаще всего с тематическими программами. Например, с посвященными памяти великих джазовых музыкантов и исполнителей – Луи Армстронга, Дюка Эллингтона и Эллы Фитцджеральд. Сюда же можно отнести программу «Громкие имена джазового вокала». Еще в репертуаре коллектива есть программы, названия которых говорят сами за себя: «Хит-парад джазового блюза», «Музыка Карибского бассейна», Funk and Latin, Hot jazz… Сейчас Александр Куслин подбирает пьесы для новых программ – «Музыка из мультфильмов» и «Танго с джазовым акцентом», которые донецкие поклонники джаза смогут услышать следующим летом.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Желание играть именно ту музыку, которую любишь, и подтолкнуло Александра Куслина 15 лет назад к созданию собственного джазового коллектива. Собирать его он начинал с известным джазменом Станиславом Лавриненко. Сначала ансамблю дали название Old & New Music Band. Первые репетиции и первый концерт проходили в ДК имени М. Горького. А 10 декабря 2003 года состоялся первый концерт уже на сцене филармонии. Этот день музыканты и считают днем рождения группы.
Их тогда, как и сейчас, было в ней семеро. Потому ансамбль и получил название «Септет-джаз» – по числу исполнителей (по латыни Septem – семь). Бывало, что количество участников коллектива ненадолго менялось, но всегда возвращалось к сакральному числу семь.
Сергей Голоха,
газета «Донецк вечерний»