В рамках краеведческого цикла публикаций, посвященных 150-летию Донецка, мы продолжаем исследовать центральную артерию столицы ДНР – улицу Артема. Первую часть публикации читайте по ссылке.
Южная граница площади
Продолжим путешествие с места, на котором остановились в прошлый раз, – с площади Ленина. Напомним, нашим бессменным экскурсоводом выступает старший научный сотрудник научно-методического отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого республиканского краеведческого музея Алексей Геннадиевич Матченко.
Монументальное административное здание, в котором ранее размещалось Министерство угольной промышленности УССР, расположено вдоль южной стороны площади. Оно было построено в 1956 году. Архитекторами выступили В. М. Орехов и В. Р. Костенко. С его строительством площадь Ленина получила современные рамки, так как к тому времени уже был заложен Первомайский сквер, который завершал пространство площади с северной стороны, и построены жилые и административные здания вдоль правой стороны улицы Постышева.
Фасад здания Минугля подчеркнут мощным 10-колонным портиком коринфского ордера. Колонны доходят до пятого этажа, а над шестым размещается сложный карниз большого выноса. На фасаде здания установлены мемориальные доски, говорящие о том, что здесь работали Александр Федорович Засядько (в 1956–1957 годах) и Николай Михайлович Худосовцев (1965–1974).
Из соображений экономии
Ворошиловская райадминистрация, ранее называвшаяся Домом советов, обкомом… Здание, ставшее основой композиции центральной площади Донецка. Свой Дом советов должен был иметь каждый более-менее крупный город в Советском Союзе. По тогдашним требованиям он должен был располагаться в самом центре города и быть одним из самых видных зданий, олицетворяя мощь советской власти.
В здании должны были разместиться: окружисполком, архивное управление, окрземотдел, окрнаробразование, окргоссоцхоз, собес, управление окружного инженера, окрплан, окрздравотдел, окрпартком, админотдел (без милиции), окрфинотдел, окрстатбюро и еще несколько учреждений. Постройка Дома советов позволяла освободить в городе 5 627 квадратных метров жилой площади, что, с учетом существовавшей тогда нормы жилья (4,4 квадратных метра на одного человека), давало возможность дополнительно расселить в городе 1 280 человек. При этом экономия в содержании вышеназванных учреждений по расчетам должна была составить около 10 тысяч рублей в год. Вот и решили разместить все эти учреждения в одном здании.
Своя Мельпомена
Одним из самых удивительных строений, входящих в ансамбль площади Ленина, является здание Донецкой муздрамы. Оно было построено в 1961 году (архитектор Е. Н. Чечик). Театр – за исключением сценической части – выполнен в виде древнегреческого храма.
Здание находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина и является как бы продолжением проспекта Ильича. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома советов, но в план формирования общественного центра города были внесены изменения.
Архитектурный проект театра, сделанный в 1958 году, предусматривал фронтонную фигуру, но при строительстве театра от нее отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Во время реконструкции театра было решено-таки установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая именно фигура планировалась к установке, выбрали новый образ – Мельпомены, музы трагедии из древнегреческой мифологии. Она изображена с пальмовой ветвью в руках. Высота скульптуры – 3,5 метра (вычислялась исходя из пропорций всего архитектурного ансамбля театра), вес – около тонны. Автор – скульптор Ю. И. Балдин. Фигура была отлита из бронзы и установлена 14 марта 2005 года.
В том же году завершена капитальная реконструкция здания театра и обустроена прилегающая территория. Все это осуществлялось без перерыва в творческой деятельности коллектива, в результате чего в Донбассе появился театральный комплекс с пятью сценами. В мае 2017 года на крыльце у парадного входа была установлена памятная гранитная плита с изображением фасада театра. Мемориал был передан коллективу муздрамы в дар по случаю празднования 90-летнего юбилея театра.
Падения и взлеты «Донбасса»
Вот еще один объект, на котором хотелось бы задержаться, – гостиница «Донбасс Палас». Правда, раньше она называлась просто «Донбасс» и выглядела несколько иначе. Первоначальное здание было построено в 1938 году по проекту Н. Речаникова и А. Шуваловой. Во время строительства проект был переработан Н. И. Порхуновым. Здание гостиницы являлось образцом пышной советской архитектуры конца 1930-х годов и гармонично вписалось в архитектурный ансамбль площади Ленина.
Нижний этаж гостиницы был выполнен в виде мощного цоколя и облицован темно-коричневым полированным гранитом. Три верхних этажа были отделаны эркерами с лоджиями между ними. Пятый этаж был сделан в виде легкой галереи с белыми полуколоннами в простенках. Здание венчала башня с позолоченным шпилем. Угол строения был выполнен в виде цилиндрического барабана, который композиционно пронизывал три нижних этажа, раздвигал два верхних и возвышался над зданием. На выступающей угловой трехэтажной части гостницы были расположены шесть статуй – представителей основных профессий региона. Объемно-пространственная композиция здания была основана на тектонике преодоления, что символизировало социально-экономическую суть региона и философию его ведущей угольной отрасли.
Во время оккупации Сталино в здании гостиницы размещался штаб гестапо германских оккупационных частей. В военное время «Донбасс» был частично разрушен, но с 1947 по 1949 год реконструирован. Во время реконструкции из-за недостатка средств не стали восстанавливать купольную часть. В 1971 году донбасский Институт гражданского строительства провел реставрационные работы.
В 2000 году владельцы гостиницы приняли решение снести старое здание и построить на его месте новое, которое соответствовало первоначальному проекту и включало бы в себя купол. 26 февраля 2001 года гостиница «Донбасс» была взорвана, а после строительства нового здания открыта как элитный пятизвездочный отель «Донбасс Палас».
Открытие состоялось 15 мая 2004 года по «мягкому» пуску – в течение месяца открывались номера и сервисы. Сейчас отель состоит из 129 номеров, трех ресторанов, конференц-залов; также существует представительский этаж, на котором расположено 20 президентских номеров; в купольной части находится двухэтажный королевский номер. Дизайн интерьеров выполнил Джон Твиди. Все номера в отеле не похожи один на другой – они разные по конфигурации и имеют много отличий, но при этом существует видимость единого стандарта. Оформление интерьеров продолжалось девять месяцев. В фундамент здания заложена капсула с посланием к потомкам.
Дань современности
Сразу за гостиницей возвышается громада бизнес-центра «Пушкинский», которая представляет собой комплекс из двух строений: 24-этажного здания и отдельно стоящего 5-этажного стилобата. На цокольном этаже расположена современная торговая зона в формате стрит-ритейл. Внешний вид бизнес-центра, продуманное до мелочей внутреннее пространство, панорамные окна, центральное местоположение – все это делает данный проект особенным.
«Пушкинский» создан по уникальному архитектурному проекту в соответствии с передовыми техническими и инженерными требованиями. Автором концепции выступила германская компания Schwizke. Оригинальное фасадное решение было разработано одной из наиболее известных мировых инженерных компаний – Permasteelisa Group (Италия). Внутренняя планировка продумана для максимально эффективного использования пространства. Здание построено с использованием современных энергосберегающих технологий. Кроме того, впервые применена технология двойного остекления фасада. Благодаря панорамным окнам помещения остаются очень светлыми вне зависимости от погодных условий.
Бывшая главная
Неспешно двигаемся дальше. Перед нами Театральная площадь – одна из центральных площадей Донецка, которая расположена на пересечении улицы Артема и Театрального проспекта. В архитектурный ансамбль площади входят здания кинотеатра имени Т. Г. Шевченко (памятник архитектуры местного значения), института Донгипрошахт и Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко (памятник архитектуры национального значения). По флангам оперного театра ныне расположены два сквера: северный и южный, в которых установлены памятники Ф. А. Гринкевичу, К. А. Гурову, А. Б. Соловьяненко, а также скульптурная скифская композиция.
Свое название площадь получила во время немецкой оккупации Сталино – при переименовании оккупационной властью улиц и площадей города. В сентябре 1944 года, к первой годовщине освобождения города, местные власти приняли решение построить перед зданием оперного театра памятник, посвященный этому событию. Изготовление монумента поручили главному бутафору театра Олегу Здиховскому по уже готовым чертежам другого автора. Арт-объект представлял собой стелу с двумя скульптурными фигурами: шахтера и солдата, одетого в плащ-палатку и с пистолетом-пулеметом Шпагина в руках.
Скульптуры изготовили по методу папье-маше. Для них сделали каркас из толстой проволоки приблизительно десятого калибра, на основе которого вылепили фигуры из белой маслянистой глины, предварительно привезенной из карьера около фаянсового завода на Евдокиевке. Сверху нанесли нескольких бумажных и полотняных слоев, покрытых олифой, которые затем разрезали, чтобы вынуть форму, снова соединили и покрыли серебрянкой. Постамент и стела были металлическими и отделанными с лицевой стороны специально обработанными и приклеенными кусками каменного угля. Памятник изначально задумывался как временный и простоял всего несколько лет, после чего его убрали, чтобы не мешал уличному движению.
В 1940-е годы площадь считалась главной в городе, так как к тому времени соседняя площадь Ленина еще не сформировалась. По плану формирования общественного центра города, разработанного в 1949 году Гипроградом, Театральная площадь должна была стать одной из анфилады трех взаимосвязанных площадей: Центральной административной (сейчас площадь Ленина), Театральной и Победы (так и не была создана, сейчас приблизительно на этом месте расположена Соборная площадь).
В 1950–1951 годах по обе стороны оперного театра построили два жилых дома по проекту архитектора Г. А. Благодатного, которые удачно завершили организацию пространства площади. Один из этих домов расположился на месте поселка Дальний – последнего частного сектора в центре города. В 1952 году рядом с кинотеатром имени Т. Г. Шевченко, на месте общежития Донецкого металлургического завода, разрушенного во время войны, построили здание института Донгипрошахт.
Восточная сторона улицы Артема между Театральным проспектом и бульваром Шевченко сформирована зданиями, построенными в разное время и отличающимися пространственным решением. Для того чтобы эти здания составляли целостный ансамбль, использовался единый прием цветовой отделки.
Синтетическая монументальность
В 1934 году под руководством начальника Сталинстроя Пантелея Тамурова стартовал проект генеральной реконструкции города и создания культурного комплекса в нем. В 1936 году согласно этому проекту было начато строительство здания театра оперы и балета. Первоначально его спроектировали как драматический театр, но во время стройки внесли в проект изменения, чтобы отдать здание театру оперы и балета, так как у драматического уже было свое помещение. Главным архитектором строительства стал Людвиг Котовский, а общее руководство стройкой поручили Соломону Кролю.
Котлован под театр был выкопан лопатами вручную, причем его глубина была рассчитана на подземные гаражи (в этих помещениях в дальнейшем расположились производственные цеха). На строительство театра выделили 6,2 миллиона советских рублей, но этой суммы не хватило, и сметную стоимость увеличили до 9 256 200 рублей. Изначально планировали открыть театр 23 февраля 1941 года – ко Дню Красной армии, но к этому сроку не успели, и дату открытия перенесли на 12 апреля 1941 года, посвятив Первомаю.
Говоря о своем проекте, Котовский отметил: «Автор проекта театра стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений, критически переработав ренессансные композиции, построенные на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, которые должны быть увенчаны барельефами, объемной скульптурой, подчеркивающими и завершающими основной архитектурный замысел, – автор ставил себе цель достигнуть синтетической монументальности».
Здание театра строилось несколько лет. Работы по мрамору и облицовке были выполнены мастерами из Ростова-на-Дону, а скульптурные работы – киевлянами. Зал рассчитан на 1 150 зрителей, оркестровая яма вмещает 75 человек.
Один из первых
В 1937 году в Сталино начали строительство кинотеатра имени Т. Г. Шевченко, которое было закончено в 1939 году. Здание уцелело во время войны, хотя ему был нанесен значительный ущерб.
Театр кино, построенный по проекту Л. А. Теплицкого, был одним из первых в Советском Союзе многозальных кинотеатров. 5 сентября 1939 года этот храм искусства принял первых зрителей. Он имел два зала по 600 мест – зеленый и голубой – и являлся на то время единственным двухзальным кинотеатром Украины. На первом этаже – просторный кассовый вестибюль, за ним большой холл с гардеробом. С двух сторон на второй и третий этажи вели широкие лестничные марши. Фойе было сделано в виде двухэтажного колонного зала, где располагался открытый концертный зал на 300 мест. На третьем этаже располагались читальня и гостиная-курительная комната. Здесь же находилась аппаратная. Фойе было оформлено четырьмя барельефами скульптора Иванова, иллюстрировавшими отдельные статьи сталинской конституции. Внутреннее пространство украшала скульптура Тараса Шевченко в полный рост. Видимо, позднее она была утрачена.
После войны в этом же здании открылся детский кинотеатр, а на месте гардероба – малый зал. В фойе играл оркестр. Ценители музыки могли специально пойти в кино, чтобы послушать перед сеансом понравившуюся музыкальную пьесу или игру конкретного музыканта из оркестра. Буфет кинотеатра до середины 1970-х годов славился ассортиментом. В продаже было как минимум пять сортов ситро, пиво, мясные деликатесы, кондитерские изделия, кофе, мороженое и даже шампанское.
Вот уж действительно главная улица столицы – прошли всего ничего, а столько всего увидели! Предлагаем сделать небольшую паузу, чтобы набраться сил – ведь впереди у нас еще масса объектов для исследования.
Продолжение следует…
Сергей Анисимов, газета «Донецкое время»
Автор благодарит Министерство культуры ДНР и Донецкий республиканский краеведческий музей за содействие в подготовке материала