7 сентября отмечался Всемирный день уничтожения военной игрушки. Наносят ли такие игрушки вред детской психике – вопрос весьма дискуссионный. Разобраться в проблеме помогает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Донецкого национального университета Светлана Руденко
Перенос повседневности в игру
В жизни детей игра занимает важнейшее место. С ее помощью ребятишки познают мир, она дает им возможность высвободить энергию, выразить свои чувства, а иногда и подать тревожный сигнал неблагополучия.
Дети Донбасса растут в непростое время: война, продолжающаяся уже шестой год, огромный поток насилия и негатива, льющийся с экранов телевизоров и мониторов… Ребенок воспринимает повседневность как совершенно естественную и переносит ее в игру.
У многих вызывает беспокойство увлечение детей военными играми и игрушками. Однако это вполне естественный процесс. Как и любая другая, военная игрушка отражает предметы, существующие в мире взрослых. Военные же игры, соответственно, представляют упрощенную модель одной из форм взаимодействия взрослых. И вот тут духовно-нравственный смысл может быть неоднозначным. С одной стороны, война, оружие, пусть и муляж, – это насилие, агрессивное поведение, нападение. С другой – это же и защита – себя, своей команды, семьи, Родины… Среди исследователей нет единого мнения по поводу вреда или пользы таких игрушек. Попробуем разобраться.
Выбор роли
Конечно же, само по себе наличие в детской комнате игрушечного пистолета не превратит ребенка в бандита. Но ребенок с игрушкой взаимодействует, он принимает на себя роль, образ, подсказываемый предметом, и строит свое поведение в соответствии с этой ролью. Эмоционально погружаясь в игру, он пробует новые действия, испытывая чувства, которые связывают его с новым опытом.
Игрушка несет определенные ценности. Эмоциональный компонент действий с игрушкой приводит к тому, что связь (ребенок – игрушка) становится обоюдной. Не только ребенок выбирает игрушку под стать своим переживаниям или характерологическим особенностям, но и игрушка влияет на ребенка, запуская определенные модели поведения. Военная игрушка, как и любая другая, влияет на развитие личности ребенка, помогает ему принять на себя определенную роль. Вопрос в том, какой будет эта роль – защитника и героя или агрессора и террориста?
При помощи игрушек ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Но вот игрушечные пистолеты, максимально похожие на настоящие, уже не столь безобидны…
Психология защитника
Остановимся на некоторых рекомендациях, которые помогут принять верное решение при выборе очередной игры или игрушки.
Безопасность – это главное правило для любых детских игрушек, в особенности для военной техники. Детское оружие ни в коем случае не должно приносить вред ребенку и окружающим его людям. Так, игрушечный лук не должен быть слишком упругим, чтобы не придавал стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела должна иметь тупой конец во избежание несчастных случаев; игрушечный нож не должен обладать острым лезвием. В игрушечных пистолетах/автоматах пульки должны быть мягкими или вовсе отсутствовать.
Обращайте внимание на звуки, которые производит игрушка, – следует избегать слишком громких. Вообще нужно находить такие игрушки, которые не будут вызывать ощущение злобы. Например, хорош водный пистолет или пугач, но не такое оружие, которое невозможно отличить от настоящего.
Игрушка может защищать – например, меч, лук. Тот же меч может помочь ребенку чувствовать себя воином, защитником. Важно донести до мальчика мысль, что защищать не значит убивать. Воин – это не тот, кто умет стрелять, но тот, кто умет думать. Психология защитника Отечества начинается с любви к Родине, со знания ее истории, с желания сделать ее лучше и стать ее достойным гражданином.
Если речь идет о солдатиках – обязательно обратите внимание на выражение их лиц, ведь мимика – это очень важный фактор, ребенок реагирует на него особым образом.
Что такое хорошо?
Надо наблюдать за процессом, знать, во что играет ребенок, с кем «воюет», кто у него хороший герой, а кто плохой. При необходимости родители должны корректировать сюжет, рассказав ребенку о таких понятиях, как добро и зло, о том, что надо защищать свою Родину от врагов, но в обычной жизни применять насилие плохо. Необходимо учить ребенка правильно относиться к миру, в котором он живет, отличать хорошее от плохого, занимать критическую позицию всякий раз, когда событие, развлечение или игра игнорируют базовые человеческие ценности.
Вообще роль взрослого крайне важна. Не столь опасно, с какой игрушкой играет ребенок, сколько отсутствие общения между родителями и детьми. Отсутствие теплых эмоциональных отношений само по себе запускает агрессивный сюжет игры, который ребенок может развивать и с помощью самой невинной игрушки. А в совместной игре с любящим взрослым и монстр превращается в милое, дружелюбное существо.
Игра должна иметь свою предысторию, сюжет. Например, спасение принцессы, если это средневековье, или погоня за преступником в наши дни. Что в центре – защита, борьба за справедливость, разбойничий налет, война за превосходство или что-то еще? Несут ли эти ситуации представление о том, что же такое добро и зло, научат ли ребенка отличать плохое от хорошего? На эти и подобные вопросы взрослые должны искать ответы постоянно.
Агрессия к игрушкам
Разделение игры и реальности – основа основ любой игры. Ребенок должен четко видеть границу между игрой и реальностью, между воображаемым противником и людьми.
Если речь идет о военной игре – присмотритесь к ребенку: направляет ли он «оружие» на своих товарищей, стремится ли причинить боль, легко ли переключается на другую активность. Обратите внимание на выражение лица, комментарии, сопутствующие игре, эмоциональный фон, общую атмосферу игры. Степень реалистичности пусть будет поменьше. Тогда больше шансов, что игра останется игрой. И если стрелять, то лучше понарошку («пиф-паф» или «тра-та-та»), а не наводить игрушечный пистолет, пугающе похожий на настоящее боевое оружие.
Обратите внимание, как играет ребенок с игрушками, изначально не относящимися к классу военных. Тревожным звоночком может стать как раз проявление агрессии, злобы, гнева к иным игрушкам – куклам, мишкам и прочим. При этом насторожить должна не удовлетворяемая таким образом познавательная потребность, особенно у детей раннего возраста (открутить голову кукле, чтоб узнать, как у нее устроены глаза), а действия, самоцель которых разрушение и причинение боли (если бы речь шла о живом существе), причем не однократные, а постоянно повторяющиеся.
Учитывая реалии нашей жизни, помните: для ребенка сейчас особенно важно активно играть. Весомую роль могут сыграть игры на отреагирование агрессии. Ребенок может «вооружаться», нападать или защищаться, быть «раненым» или «убитым» в игре. Все это является нормальным способом ребенка справиться со стрессом.
В завершение отметим: играть детям необходимо. Любая игрушка, безусловно, несет определенную базовую идею, ценность, имеет свое предназначение. Но вот конкретный смысл она приобретает только в руках играющего. И каков он будет – во многом зависит от взрослого.