5 сентября Верховная рада Украины утвердила новую редакцию закона «Об образовании», согласно которой с 2018 года преподавание на языке «национальных меньшинств» (в том числе и на русском) сохраняется только в младшей школе, а начиная с 5 класса — полностью отменяется. А с 2020 года возможности учиться на русском языке лишаются и ученики младшей школы.
Новую редакцию закона «Об образовании» прокомментировал политолог, руководитель центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов
«Здесь необходим небольшой экскурс в историю, — говорит Олег Иванов. — В 2012 году на Украине был принят закон «Об основах государственной языковой политики», известный также как закон Кивалова-Колесниченко. Этот закон вызвал в то время шквал критики со стороны украинских националистов, потому что гарантировал статус региональных языков. Так, в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10 процентов, решение об особом (официальном) статусе другого языка получали право принимать местные власти. Благодаря этому закону сразу в восьми регионах Украины русский язык был признан региональным, то есть мог использоваться в пределах этих территорий наравне с государственным языком (украинским)».
Политолог напоминает, что, сразу после государственного переворота 2014 года первое, что сделала Верховная Рада, это отменила закон Кивалова-Колесниченко, т.е. фактически всем русскоговорящим жителям страны запретили на официальном уровне использовать родной язык, а это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей Донбасса, и можно с уверенностью утверждать, что такое решение стало мощным катализатором событий на юго-востоке Украины. Кстати, де-юре закон Кивалова-Колесниченко всё ещё действует, закон о его отмене так и не был подписан Александром Турчиновым, на тот момент и.о. президента Украины, а с 2015 года он потерялся где-то в недрах Конституционного Суда. Однако де-факто закон Кивалова-Колесниченко, конечно, перестал действовать сразу же после государственного переворота. Это подтверждают многочисленные свидетельства о нарушении прав русскоязычного населения страны за последние три года. Вместе с тем, тот факт, что «на бумаге» этот закон ещё действует, используется Украиной как неоспоримое доказательство того, что все разговоры о его отмене – выдумки российской пропаганды – и что никто не собирается ущемлять прав русскоязычного населения в Донбассе.
И вот теперь принята новая редакция закона «Об образовании». С 2020 года уроки в школах будут вестись на украинском языке. Есть и исключения – для английского языка, языков стран-членов ЕС и языков «коренных народов», например, крымских татар и гагаузов. Русского языка, на котором говорит большая часть населения Украины, в списке исключений нет.
«Возникает вопрос, о каком выполнении минских соглашений, реинтеграции Донбасса в состав Украины и прекращении гражданской войны можно говорить, когда официальные власти делают всё, чтобы этого не случилось? — спрашивает политолог. — Очевидно, что Киеву нужна только территория Донбасса, без русских, и все его действия, включая новый закон «Об образовании» только подтверждают этот тезис.
Этот закон противоречит Конституции Украины, согласно статье 10 которой на Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Этот закон противоречит базовым западным ценностям, нарушает права национальных меньшинств, явно способствует эскалации конфликта между украинскими националистами и русскоязычным населением страны.
Закон уже вызвал реакцию со стороны ряда стран Восточной Европы. Так, Польша и Румыния выразили обеспокоенность в связи с его принятием и заявили, что будут следить за соблюдением прав национальных меньшинств на Украине. Венгрия же назвала новый закон об образовании «ударом в спину» и «постыдным нарушением прав венгерского меньшинства».
Официальной реакции России до сих пор не было, полагаю, она последует на следующей рабочей неделе. Интересны мотивы, которыми руководствовалась украинская сторона при принятии этого документа. Дело в том, что у закона практически нулевые судебные перспективы даже в Конституционном Суде Украины, не говоря уже о Европейском Суде по правам человека. Поэтому Верховная Рада, по всей видимости, преследовала две основные цели.
Первая – основная, но практически не реализуемая по указанным выше причинам: вырастить молодежь, которая думает на украинском языке, почти или совсем не знает русского, тем самым окончательно завершив через пару десятилетий процесс ментального и культурного отделения Украины от России.
Вторая – гораздо более прозаическая: резко укрепить значительно упавший в последнее время авторитет властей в глазах украинских националистов, набрать политические очки. Вот почему авторами законопроекта выступило более 30 депутатов Верховной Рады. Причем эта цель ими уже достигнута: в случае последующей отмены закона, «виноват» в этом будет суд, а не депутаты; они-то сделали всё, что могли.
По словам Олега Иванова, осознанно или нет, но власти Украины этим законом фактически отказались от реинтеграции Донбасса в состав Украины политическими средствами, явно взяв курс на построение мононационального государства, и начали с самого важного в этом процессе – запрета на использование русского языка в школах и вузах. В этом смысле от этого закона даже есть какая-то польза: возможно, он приблизит тот день, когда Россия признает независимость ДНР и ЛНР.