Художественный музей «Арт-Донбасс» – уникальное учреждение, главной задачей которого является сохранение и развитие культуры Донбасса. Он осуществляет деятельность в разных направлениях. Одним из них является работа Экспериментальной студии юного экскурсовода. Ее участники погружаются в мир искусства, знакомятся с разными видами экскурсий и музеев, становятся общительнее и увереннее в себе. Рассказать подробнее о данном проекте согласилась куратор студии, заведующая отделом передвижных выставок ХМ «Арт-Донбасс» Инна Шеховцова.
«Основное – развитие гармоничной личности»
– Когда и как появилась идея создания Экспериментальной студии юного экскурсовода?
– В последние годы наблюдается актуальность музейной педагогики. «Арт-Донбасс» старается идти в ногу с мировыми тенденциями музейного дела. Потому нами было принято решение создать данную студию. Ее идейным вдохновителем стала директор нашего музея Екатерина Николаевна Калиниченко. Итак, в 2017 году был проведен первый набор детей.
Изначально мы планировали, что будут обучаться дети с 9 до 16 лет. Но интерес к студии начал резко расти. К нам стали приходить дети 7–8 лет. Конечно, отказать тем, кому в столь юном возрасте интересен мир искусства, мы не могли. Потому возрастные рамки расширились. Сегодня мы приглашаем в студию детей от 7 до 16 лет.

– Выделите основные направления деятельности студии.
– Основная цель студии – развитие гармоничной личности, а основное направление деятельности – музейное дело и экскурсоведение. Нам важно, чтобы выпускник студии мог беспроблемно написать и провести экскурсию по залам музея. Мы учим ребят правильно создавать тексты экскурсий, описывать выставки, рассказывать об экспонатах. По окончании обучения они должны разбираться в мире искусства.
Для любознательных детей
– Как родителям понять, что ребенку стоит обучаться в студии? Возможно, у него должны быть какие-то определенные интересы, задатки, черты характера?
– На этот вопрос ответить очень сложно. К нам приходят совершенно разные дети. Часто бывает так, что «Арт-Донбасс» оказывается первым музеем, в который попадает ребенок. Потому нельзя сказать, что приходят исключительно дети, которые интересуются картинами или любят рисовать.
Главное качество, которое должно быть у нашего ученика, – это любознательность. Обучение в студии не ограничивается занятиями, связанными только с живописью. Например, мы проводим занятия по сценической речи, где ребята пробуют себя в различных амплуа. Также у нас проводятся тренинги по психологии, которые помогают детям лучше понимать самих себя, своих сверстников и людей старшего возраста. Кроме того, объемный блок занятий посвящен имиджелогии, на которых преподаватели рассказывают, как подбирать себе гардероб, какие образы создавать для тех или иных мероприятий…
Нашу студию можно считать неким стартом, который помогает детям понять, чем они хотят заниматься в будущем. Так, первые ученики, которые прошли обучение 4 года назад, сегодня являются студентами университетов по направлениям «культурология», «туризм», «журналистика». Они приходят и благодарят, что определиться с профессией им помогла студия.
– Кто проводит занятия?
– В большей степени занятия проводят сотрудники нашего музея. Также к нам приходят преподаватели Донецкого национального университета кафедры культурологии, Донецкого колледжа культуры и искусств. Я являюсь куратором студии.
Ряд преподавателей меняется. Это связано с тем, что мы стараемся подстраивать программу под потребности детей. В нашей студии нет такого, что мы разработали программу в 2017 году и теперь безукоризненно следуем ей. Даже сейчас, в преддверии нового набора, нельзя точно сказать, какими будут лекционные и практические занятия. Нам нужно увидеть детей, познакомиться с ними, узнать об их интересах, а потом только определяться с программой.
Насыщенная жизнь
– Как проходит стандартное занятие?
– Мы встречаемся с ребятами каждую субботу. Для них проводятся два занятия длительностью по 50 минут. Как правило, одно является лекционным, а другое – практическим. Между ними обязательно имеется перерыв-чаепитие, во время которого ребята обсуждают услышанное на уроке и делятся впечатлениями.
Хочу заметить, что практическая часть не всегда проходит в стенах «Арт-Донбасса». Мы нередко посещаем закулисье различных культурных учреждений нашего города, – например, филармонии, драмтеатра. Там ребята применяют полученные знания на практике, пробуют себя в чем-то новом, детальнее узнают о мире искусства.
– Расскажите подробнее об особых мероприятиях, которые проводятся при студии.
– Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок прочувствовал искусство изнутри, так сказать. Потому студийцы часто посещают мастерские художников и скульпторов, общаются с ними, даже пытаются создавать собственные работы. Узнавать на лекциях о жизни и творчестве мастеров необходимо, но требуется и личное общение – прямое соприкосновение с миром искусства.
Ученики часто посещают музей администрации Донецка. Хочу подчеркнуть, что туда закрыт вход обычным посетителям. Однако наших ребят пускают.
Естественно, мы ходим в краеведческий и военный музеи, в театры. Там нам проводят увлекательнейшие экскурсии. Это полезный опыт для детей.
Сертифицированные экскурсоводы
– Студийцы сдают какие-либо экзамены по окончании обучения?
– Во время обучения, которое длится 7 месяцев, мы постепенно увеличиваем нагрузку на детей. Если вначале они описывают отдельно взятую картину, то в конце обучения им необходимо провести полноценную экскурсию. Это и есть основной экзамен, который необходимо сдать каждому ученику.
Естественно, при разработке экскурсии они прислушиваются к нашим рекомендациям, что-то дорабатывают или корректируют, добавляют музыкальное сопровождение, поэтические строки, например. Некоторые ребята даже придумывают театрализованные экскурсии. То есть студийцы демонстрируют то, чему они обучились за 7 месяцев.
В конце мы обязательно выдаем детям сертификаты о том, что они успешно прошли 7-месячный курс обучения в Экспериментальной студии юного экскурсовода.
Дружные и талантливые
– Выпускники студии принимают участие в жизнедеятельности «Арт-Донбасса»?
– Обязательно. 7-месячный курс заканчивается, однако наша дружба продолжается. Ребята с удовольствием участвуют во многих проектах. Например, они принимали участие в фестивале детского и юношеского творчества, который проходил в музее летом. Более того, право первой экскурсии по выставке мы предоставили именно им.
Наши выпускники в качестве волонтеров участвуют во всевозможных городских фестивалях, которые организовывает «Арт-Донбасс». Несмотря на юный возраст, они с легкостью отвечают на многие вопросы горожан, связанные с искусством.
Ребята оказывают нам помощь в открытии выставок. Также без них не обходится проведение новогоднего музыкального проекта «Посиделки на струнах», культурно-образовательного проекта «Пушкинские дни» и многое другое.
– Расскажите о предстоящем наборе детей в Экспериментальную судию юного экскурсовода.
– Вводное занятие состоится 2 октября в 12:00. А непосредственно обучение начнется 9 октября. Раньше мы набирали группы по 20 человек, а сейчас – по 10–12, поскольку музейное дело требует более детального и глубокого изучения. Как я сказала выше, в группе обучаются дети 7–16 лет. Такая разница в возрасте является большим плюсом, поскольку ребята учатся находить общий язык со сверстниками и со старшими. Это вырабатывает в них лучшие человеческие качества: терпение, доброту, взаимопомощь. Как показывает практика, студийцы всегда становятся близкими друзьями.
В заключение хочу сказать, что Экспериментальная студия юного экскурсовода – прекрасная возможность разностороннего развития для каждого ребенка. Все занятия проводятся абсолютно бесплатно. Почему бы не воспользоваться такой возможностью и не обрести новый опыт? Мы всем рады!
Екатерина Дудник, газета «Донецк вечерний»