Звуки варгана в Донецких степях… Как оказалось, ничего в этом нет необычного. Как правило, этот инструмент, географическое происхождение которого до сих пор доподлинно не ясно, ассоциируют с шаманством или чем-то загадочным, связанным с народами Крайнего Севера. Ничего подобного! Этот миф развенчал обычный дончанин, мастер по изготовлению варганов.

Варган – музыкальный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла, дерева или кости.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Бытует такое мнение, что варган, или хомус (как оказалось, названий у него достаточно много), как еще называют этот инструмент, считается чуть ли не самым древним. Сторонники этой гипотезы приводят, казалось бы, убедительные аргументы, мол, аналогами нынешних варганов были щепки, кости животных или тетива лука. Выяснение истины в этом вопросе оставим людям более сведущим в жизни и музыкальных предпочтениях наших древних предков. Поговорим о варганах, которые делает дончанин Алексей Баранов.
Когда у него спрашивают о роде деятельности, Алексей полушутя отвечает фразой-каламбуром: «Варганю варганы». И шутки в этом ответе, поверьте, не много. Он действительно почти в домашних условиях, оборудовав в гараже небольшую мастерскую, варганит те самые варганы. Разумеется, о коммерческой составляющей в этом увлечении речи вообще не ведется. Дело, что называется, для души.

«Впервые я услышал звуки варгана в далеком детстве, – вспоминает Алексей. – Во время какого-то концерта выступали ансамбли народного творчества. И вот один из музыкантов издавал эти чарующие звуки. Но мое детское любопытство не давало мне покоя: инструмента самого по себе я не видел, человек держал свои руки возле рта. Конечно, мне, ребенку, стало дико любопытно: как такое может быть?»

Детские воспоминания напомнили о себе годы спустя. В 2015 году в одном из питерских магазинов музыкальных инструментов Алексей увидел еще один экзотический по нашим меркам инструмент – лепестковый барабан ханг.

«Я приобрел этот изумительный инструмент, – продолжает Алексей. – А когда стал искать информацию о ханге на просторах Интернета, мне случайно попалось видео с игрой на варгане. Это, разумеется, не могло оставить меня равнодушным. И вот тогда я приобрел свой первый варган «Компас» мастера Дмитрия Глазырина».

ВАРГАНОТВОРЧЕСТВО

Вернувшись домой, в Донецк, Алексей с помощью опять же Интернета уже начал напитываться знаниями о варганах. Ему хотелось подробнее изучить его природу, методику извлечения звуков из инструмента такого бесхитростного внешнего вида, но с такой могучей энергетикой.

«Я посмотрел много видео, связанных с игрой и изготовлением варганов, и мне подумалось: неужели я не смогу своими руками сделать нечто подобное», – говорит Алексей.

Тут нужно сделать небольшое пояснение. Алексей из тех, про которых говорят: мастер- золотые руки. Будучи человеком очень увлекающимся, он самостоятельно научился резьбе по дереву, плетению всевозможных ремешков и браслетов. Поэтому, попытаться изготовить первый варган для него было чем-то сродни творческому вызову.

«Вот так собственно я и стал заниматься варганотворчеством, которое занимает в настоящее время значительную часть моей жизни, – говорит Алексей. – Помогают в этом процессе и родственники – слушают мою игру, пробуют играть сами, критикуют, советуют».

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА
Кроме определенных практических навыков во время варганотворчества, как сам выразился мой собеседник, он приобщился и к музыкальным знаниям.

Алексей уверяет, варган – инструмент с глубоким разнообразным звучанием и совершенно несложный в использовании.

«Играя, раз за разом различаешь все новые оттенки звучания, – объясняет он. – Со временем доходишь до абсолютно другого уровня взаимодействия со своим телом, дыханием, слухом, творческим потенциалом. Полагаю, что пока этот инструмент не полностью мне открыт, в этом вся его прелесть».

К тому же, как говорит Алексей, для того чтобы научиться игре на варгане, вовсе необязательно иметь музыкальное образование. Да и, скорее всего, вряд ли найдется такое учебное заведение, обучающее этому музыкальному направлению.

«В игре на варгане важны твои собственные ощущение, слух, – старается объяснить Алексей. – Это как раз тот случай, когда все основано на импровизации и вашем воображении».

ЧУВСТВОВАТЬ МЕТАЛЛ

«Увлечение варганом стало связующим звеном с людьми, с которыми при других обстоятельствах, может быть, никогда не познакомился», – говорит Алексей.

С недавних пор он увлекся кузнечным мастерством. Познакомился с опытными в этом ремесле людьми, интересуется, рас- спрашивает, словом, постигает секреты мастерства. Причем он уверяет, что старается минимально использовать автоматизированные устройства в ковке. Говорит, что от работы собственными силами испытывает совершенно другие ощущения.

«Знаете, какое удовольствие получаешь от того, когда орудуешь молотом, сам рассчитываешь силы, так лучше чувствуешь металл», – объясняет Алексей.

Кроме того, Алексей раззнакомился с довольно широким кругом единомышленников-варганщиков. Его работы, кстати, как у каждого уважающего себя мастера, отмечены специальным авторским клеймом, можно отыскать в городах России. А опытные и авторитетные в варганном деле специалисты всегда рады видеть Алексея в гостях.