Балет «Спартак» — мощный старт нового сезона Донбасс Оперы

В минувшие выходные Донбасс Опера открыла свой 89-й театральный сезон громко и масштабно -премьерой балета «Спартак» Арама Хачатуряна и гала-концертом.

«Спартак» — первая премьера сезона

29 августа на сцене театра состоялась долгожданная премьера эпического балета «Спартак». Он переносит зрителя в эпоху Древнего Рима, где храбрые порабощенные гладиаторы ведут кровопролитную борьбу за свободу. Рожденные свободными, они не могут смириться с тем, что стали рабами, а их жены и возлюбленные — рабынями римских богачей. Возглавил восстание мужественный Спартак. Ему предстоит многое пережить — разлуку с возлюбленной Фригией, гибель товарищей, предательство соратника в самый ответственный момент и даже осознание собственной скорой кончины. Однако он не сошел с избранного пути и встретил смерть отважно, как и положено герою.

Тема этого балета актуальна во все времена. Человеческая природа требует свободы, а порабощение — противоестественно. За свободу свою и своих близких люди боролись веками, и эта борьба священна. Она воспевается в произведениях искусства разных жанров, стилей и направлений. И такая жертвенная борьба мощно, эмоционально и убедительно показана в балете «Спартак» в постановке художественного руководителя театра народного артиста Украины Вадима Писарева.

Премьере такого масштабного балета предшествовала тяжелая и долгая постановочная работа. Во время режима повышенной готовности, когда многие люди были вынуждены сидеть дома, артисты Донбасс Оперы упорно репетировали технически сложные сцены из «Спартак».

Ранее этот балет уже шел на сцене театра. В нем Вадим Писарев с невероятным мастерством исполнял партию Красса, а в завершении своей карьеры танцовщика — и партию Спартака. Однако сейчас талантливый артист и постановщик представил новое видение «Спартака» с впечатляющими массовыми сценами, щемящими сольными партиями, новыми декорациями, отражающими величие Римской империи, и новым реалистичным реквизитом. Даже музыка Арама Хачатуряна заиграла новыми красками, о чем позаботился главный дирижер театра лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко. Главным консультантом спектакля выступил генеральный директор театра народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко. Ему принадлежат некоторые режиссерские находки, которые сделали спектакль еще зрелищнее и, соответственно, интереснее.

Главные партии в балете исполнили ведущие солисты Донбасс Оперы. В роли самого Спартака блестяще выступил Константин Якивец, а его нежной возлюбленной Фригией была Елена Онищенко. Римского же полководца Красса убедительно сыграл Павел Дранов, а соблазнительную наложницу Эгину талантливо представила Елена Соловей.

В «Спартаке» артисты продемонстрировали нереальную выносливость и мужественность, ведь хореография постановки очень сложная физически. Вы только представьте себе — оружие и цепи в руках у артистов были из настоящего металла! Они сражались на сцене, как истинные гладиаторы и легионеры, стараясь максимально точно передать образы воинов времен Римской империи. Отдельно отметим великолепие и грацию женского балета, в котором в то же время чувствовалась невероятная сила воли, стойкость и отвага.

В спектакль была введена сцена боя Ретиария и Мирмилло-на (Рыбака и Рыбки), которой не было в предыдущей версии «Спартака». Ожесточенный бой этих гладиаторов на потеху патрициев привлекает к себе особое внимание.

Можно с уверенностью сказать, что артисты балета Донбасс Оперы на высшем уровне передали события спартаковского восстания, кульминационной сценой которых была последняя битва Спартака с Крассом. Обратим внимание на то, что именно предательство Крикса, военного товарища и друга Спартака, стало причиной поражения этого мужественного, величественного гладиатора, который остался в истории героическим символом доблестной борьбы за свободу.

Премьера «Спартака» состоялась. И те, кому посчастливилось стать частью этого удивительного театрального действа, увидели своими глазами, что дух жителей Донбасса силен — они способны на создание балетного шедевра, несмотря ни на что, даже, когда весь мир «стоит на паузе».

А тех, кто еще только планирует посмотреть балет «Спартак», театр приглашает на спектакли 2 и 3 октября.

Праздничный гала-концерт

30 августа, ко Дню шахтера и Дню города, Донбасс Опера представила гала-концерт грандиозных масштабов в авторской постановке генерального директора театра народного артиста Донецкой Народной Республики Евгения Денисенко. В нем приняли участие более 200 артистов.

Все началось с родного, любимого Донецка. Он предстал на сцене Донбасс Оперы во всем своем многообразии и красе. Под изумительную музыку итальянского композитора Отторино Респиги в номере «Очарованный край» зрители увидели бескрайние поля, величественные леса, великолепные сады Республики, а затем — главные достопримечательности Донецка и его жизнь.

Далее прозвучали прекрасные арии и дуэты, ансамбли, были показаны красивейшие балетные номера в исполнении артистов Донбасс Оперы. При этом даже известные номера звучали и смотрелись очень необычно — одна сольная партия раскладывалась на несколько голосов и исполнялась несколькими солистами, которые привносили в нее множество красок, тембров и эмоций.

Второе отделение началось со знаменитого произведения «Гроза» Антонио Вивальди из его цикла «Времена года». Чарующее соло скрипки (Вячеслав Биломар) и симфонический оркестр передали атмосферу этого величественного природного явления, а на заднем фоне зрители могли даже наблюдать его.

Интригующим и любопытным номером стала финальная фуга из оперы «Фальстаф» Джузеппе Верди, где было одновременно задействовано сразу десять солистов-вокалистов и хор театра! Она немного приоткрыла занавес тайны, ведь в скором времени — 14 и 15 ноября — в Донбасс Опере состоится премьера комической оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» в постановке Александра Лебедева.

Некоторые свои партии артисты Оркестра и хора исполняли не только на сцене и в оркестровой яме, но и в театральных ложах, и даже прямо в зрительном зале, благодаря чему создавалось впечатление объемного звучания — более громогласного, раскатистого и внушительного, от чего мурашки бегали по телу. Три дирижера — Юрий Парамоненко, Алексей Горобец и Александр Пахоленко — держали все под четким контролем, независимо от местонахождения артистов.

Завершили концерт зажигательные половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина с участием хора (главный хормейстер театра — народная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова), балета (главный балетмейстер — Валерий Попов) и, конечно, симфонического оркестра театра (главный дирижер — лауреат международного конкурса Юрий Парамоненко). Этот номер также в некотором роде анонсирует запланированную в 89-м театральном сезоне премьеру «Князя Игоря».

Гала-концерт впечатлил своей мощью. Он позволил солистам-вокалистам продемонстрировать все свои вокальные и актерские возможности, дал в полной мере раскрыться балету и хору, показал уникальные оркестровые вариации. Каждый номер был незаурядным и неповторимым. А вся программа выстроена по нарастающей — от мощного до невероятно мощного.

Браво, артисты! Браво, постановщики! Старт 89-му театральному сезону Донбасс Оперы дан. Впереди зрителей ждет еще много интересного и нового.

Ольга СТРЕТТА, газета «Донецк Вечерний»