Что делать с чересчур активным ребенком?

Дети – существа более активные, чем взрослые. Но есть среди них не просто активные, а гиперактивные. Почему они бывают такими? На что нужно обращать внимание родителям гиперактивных детей? На эти и другие вопросы  ответила донецкий психолог Ольга Пономарева.

СИМПТОМЫ И ПРИЧИНЫ

– Гиперактивность – это болезнь?

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – нейробиологический симптом, обусловленный задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, которые обеспечивают процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Это обусловлено генетически – обычно у одного из родителей ребенка с СДВГ тоже есть такой же синдром.

Он не связан с задержкой умственного развития, у многих обладателей СДВГ высокий уровень IQ, но их сознание запуталось, и умственные способности не могут проявиться в полной мере.

Мозг ребенка с СДВГ работает циклично: 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребенок как бы выключается, у него не хватает энергии на продолжение работы, ему нужно эту энергию набрать. Чтобы в эти 5–7 минут сознание было включено, ребенок вынужден активно двигаться или «витать в облаках».

Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они все смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представ- ления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные.

Ребенку с таким расстройством трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперед. Вопрос «что будет, если я сделаю это?» если и всплывает в его голове, то только на короткое время. Ему сложно контролировать свои эмоции и не претворять их немедленно в действия. Если такого ребенка дразнят, он может тут же наброситься на обидчика с кулаками. Гиперактивные дети не могут сдерживать себя достаточно долго, чтобы начать размышлять и оценивать ситуацию. Также они зачастую плохо переносят и задержку исполнения их желания. Могут быть раздражительны из-за этого и даже агрессивны.

И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.

– Насколько распространено это расстройство?

– Данные продолжительных исследований свидетельствуют о том, что СДВГ встречается у 3–7 % детей младшего школьного возраста. Оно наблюдается как у мальчиков, так и у девочек в соотношении 3:1.

Если своевременно начать корректировать эту проблему, то симптомы ослабевают, в противном случае последствия СДВГ остаются и во взрослой жизни, что приводит к немалым проблемам.

– Как синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется у взрослых людей?

– Обычно у таких людей множество проектов одновременно, которые они не доводятся до конца. Также часто симптом СДВГ провоцирует депрессию, экстремальное поведение, игроманию, склонность к злоупотреблению алкоголем и наркоманию.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

– Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного? Как проявляется синдром гиперактивности?

– Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Они неугомонны, быстро переключаются с од- ного вида деятельности на другой, не сидят спокойно, могут много говорить, перескакивая с темы на тему.

Но если поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, то гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений. При этом такие дети не злы и не злонамеренны. Как правило, они хотят и готовы сотрудничать с другими людьми, но у них не получается это делать.

Следует знать, что встречается также оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР), которое характеризуется агрессивностью и склонностью нарочно задирать других. Это заболевание может не сочетаться с СДВГ, но, по некоторым статистическим данным, от 65 до 75 % детей с СДВГ страдают еще и ОВР. Учитывая эти цифры, трудно делать предположения о природе данного нарушения поведения.

– Что еще является важным признаком СДВГ?

– Это вторичные психологические проблемы. У взрослых, которые были детьми с СДВГ, возникают проблемы с самооценкой и образом самого себя из-за навешанных ярлыков. Им часто говорили, что они неполноценны, ленивы, неряхи, глупы, уперты, надоедливы, непослушны, невнимательны к собеседнику.

СДВГ может мешать межличностным отношениям не меньше, чем учебе и работе. Чтобы завести друзей, нужно уметь сосредоточиться и слышать собеседника. А человек с таким синдромом из-за собственного отвлечения может не понимать язык телесных знаков: прищуренный глаз, смену интонации, наклон головы.

КАК КОРРЕКТИРОВАТЬ РАССТРОЙСТВО?

– Как помочь детям и взрослым с СДВГ?

– Для начала нужно поставить и озвучить диагноз. Когда человек услышит название своего состояния, то начнет понимать, что есть возможность его исправить. Чем больше человек понимает, в чем суть проблемы, тем легче понять, что именно ему мешает полноценно жить и что с этим делать. Также необходимо структурировать жизнь пациента. Людям с данным расстройством остро необходимы рамки и контроль. Особенно дети нуждаются в таких рамках. Чем понятнее ребенку области дозволенного и недозволенного, чем более структурировано его расписание дня, тем легче ему справляться со своей проблемой. Конечно же, маленьким детям нужен для этого организованный взрослый. А взрослым с СДВГ необходимы структурные списки, напоминания, планирование и целеполагание. Все это поможет уменьшить хаотичность жизни, улучшить результативность и возвратит ощущение власти над собой.

Еще врач может назначить лекарственные препараты, помогающие сфокусироваться и уменьшить тревожность и смятение, которые распространены у людей с СДВГ. Наконец, нужны спортивные занятия и тренинги, на которых тренер подбодрит и поможет идти к цели. Великолепный вариант – групповая психотерапия. Дефицитарные качества ребенка с СДВГ развиваются с помощью подвижных игр, специальных компьютерных игр, например, «Зоопарк» или «Внимание», на специальных занятиях с психологом, имеющим ясное и четкое представление о том, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая дело в долгий ящик. Для этого родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачами.

– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике работы с пациентами, у которых имеется СДВГ?

– К сожалению, многие родители детей с таким расстройством плохо информированы о данной проблеме. А если у их ребенка имеется СДВГ, то от родителей требуется большая работа по выполнению рекомендаций психолога, контролю  за соблюдением ребенком четкого и понятного режима дня и рамок. Но именно эту часть родители часто игнорируют. Иногда при озвучивании диагноза, в названии которого есть фраза «дефицит внимания», родители начинают винить себя в том, что это как будто они не додают внимания ребенку, и не до конца понимают, что на самом деле причина в нейрофизиологической особенности ребенка, и полагают, что она сама собой разрешится.

Материал подготовила Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»