Как понять, что ваш ребёнок действительно готов к тому, чтобы стать первоклассником? Ведь готовность к школе — это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. О психологической, физической и специальной готовности ребёнка к школе рассказала начальник психолого-медико-педагогической комиссии Амвросиевского методкабинета Людмила Дмитрук.
Что касается психологической готовности малыша, то, как подчеркнула Людмила Николаевна, она включает в себя интеллектуальную готовность, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную.
Интеллектуальная готовность ребёнка связана с его ориентировкой в окружающем мире , запасом знаний, усвоенных в системе, желанием узнавать новое, любознательностью, развитием образных представлений, а также развитием речи и мышления в соответствии с возрастной нормой и смысловым запоминанием.
Показателями мотивационной готовности выступают желание идти в школу, правильные представления о школе, познавательная активность — то есть любит ли ваш малыш книги, решать задачки, кроссворды.
Эмоционально-волевая готовность говорит о способности ребёнка адекватно переживать процесс переключения эмоций. Сюда относим способность управлять своими эмоциями и поведением, отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём, стремление преодолевать трудности и достигать результата.
А коммуникативная готовность — это не толь -ко умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый — ребёнок, ученик — учитель, партнёр — партнёр, но и строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам.
«Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению — это, прежде всего, залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешного усвоения школьного материала, — говорит начальник психолого-медико-педагогической комиссии. — Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу — в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев и не достигшие этого возраста, но имеющие достаточную подготовительную базу для обучения в школе. Главное отличие — у шестилетнего ребёнка переход от игровой деятельности к учебной идёт медленнее».
Физическая готовность определяется по следующим параметрам: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, развитие мелких групп мышц, координация движений в соответствии с возрастной нормой.
Теперь — о специальной готовности. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен уметь чётко произносить все звуки речи, знать, в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме, полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности, знать правила поведения в общественных местах и на улице .
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо уметь чётко произносить все звуки речи, интонационно выделять звук в словах, выделять заданный звук в потоке речи, определять место звука в слове (в начале , в середине , в конце ). Он должен произносить слова по слогам, уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово. А также использовать обобщающие понятия, к примеру, медведь, лиса, волк — это животные. Будущий первоклассник должен уметь составлять рассказ по картинке и составлять несколько предложений о предмете, уметь наизусть читать любимые стихотворения и последовательно передавать содержание сказки.
Кроме этого, у ребёнка должны быть сформированы элементарные математические представления: составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; знать названия фигур -треугольник, квадрат, круг.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь различать диких и домашних животных; иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень — жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая и т. д.); знать названия всех дней недели.
«Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 — не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребёнка к учёбе определяется для каждого дошкольника индивидуально», — резюмировала Людмила Дмитрук.
По материалам газеты «Знамя победы»