Донбасский Орфей: памяти Евгения Мартынова

И может собственных Орфеев Донецкая земля рождать.

Почему мы начали разговор с вами, вспомнив древнегреческого полубога Орфея, который обладал даром завораживать своим пением и игрой на лире людей, богов, животных, растения? Он покорил своим голосом даже страшного владыку — бога подземного царства Аида. Да потому, что хотим рассказать о нашем земляке-композиторе и певце Евгении Мартынове, которого зарубежная пресса назвала советским Орфеем.

Правда, Евгений родился в городе Камышине Волгоградской области, но детство и юность его прошли в Донбассе, в Артемовске. Именно наша, Донецкая земля вырастила и воспитала эту творческую одаренную личность. Сочетание глубокого содержания, выраженного поэтическим словом, с могучим воздействием музыки дает песне Мартынова силу, несущую добро людям, позволяет овладеть их умами и сердцами. А веру в добро, которым лучатся песни Евгения, посеяли в нем родители. У них и история любви была просто образцовой. Мать Нина Трофимовна в годы войны служила в эвакуационных госпиталях 3-го украинского фронта, где и познакомилась с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она его выходила, и они поженились. Вырастили сыновей Юрия и Евгения. Музыки в доме Мартыновых было всегда много. Мать хорошо пела, а отец работал учителем пения и руководил художественной самодеятельностью. Женя вместе с отцом участвовал в утренниках, праздниках.

Когда съезжалась родня, то в доме традиционно звучали народные песни, исполняющиеся в два голоса. У мальчика была феноменальная артистическая память: с легкостью запоминал и воспроизводил услышанные мелодии, стихи и монологи, звучащие по радио, в клубе или кино. В школьные годы увлекался игрой на аккордеоне, выступал перед учащимися. Окончив школу, поступил на дирижерско-духовое отделение Артемовского музыкального училища. В доме появился кларнет и… страсть к сочинению музыки. Училище помогло Евгению стать мультиинструменталистом: помимо аккордеона и кларнета, он освоил фортепиано. Затем было поступление в Киевскую консерваторию им. Чайковского, а потом в Донецкий музыкально-педагогический институт.

Корни Мартынова глубоко и прочно вросли в донецкую почву и на протяжении всех творческих лет постоянно питали его соками родной земли. Евгений пишет симфонии, которые чудно, благородно и выразительно звучали. Жизнеутверждающему мироощущению композитора вполне соответствует прозрачная ясность его музыкального языка, простота и убедительность выразительных средств. Он сочетает лирическую проникновенность, светлую элегичность с эпическим размахом.

РОСКОНЦЕРТ - ФОТО ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА | РОО "Клуб Евгения Мартынова"Кроме классической музыки, на Донецкой земле родились первые песни, написанные на стихи однокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой, — «Песня о Родине» и «Баллада о комсомольцах Донбасса». Слова этих песен просты, но емки, несут в себе большое патриотическое содержание. Первые же такты музыки захватывают своей выразительностью, распевностью, превосходно передают ощущение огромной любви композитора к Родине, к родному Донбассу. Помимо классики, Евгений увлекся эстрадной и джазовой музыкой, поэтому о нем заговорили не только как о кларнетисте и дирижере, но и как саксофонисте, самобытном композиторе и неплохом певце. И все чаще он стал появляться на сцене с микрофоном. В 1972 году Мартынов знакомится с популярной певицей Майей Кристалинской, показывает ей несколько собственных песен. В итоге она отобрала для себя одну на стихи Евгения «Березка». Не зря Мартынова называли Есениным в музыке. (Да и внешне они похожи: оба блондины с голубыми глазами).

Песенное слово Есенина-поэта глубоко вошло в сердце Мартынова-композитора:

Зеленая прическа, девическая грудь,

О тонкая березка, что загляделась в пруд?

Невольно оказываешься в плену необыкновенных чувств, слушая эту песню. Да как не любить это произведение, чьи стихи так легко легли на музыку! Известная певица представила молодого композитора публике в Театре эстрады, и в свои первые гастроли Евгений отправился с Л. Лещенко, Г. Хазановым, С. Моргуновой. В 1973 году на Всесоюзном конкурсе советской песни в Минске за исполнение песен «Темная ночь», «Летят перелетные птицы» и «Баллада о матери» Мартынов получил приз зрительских симпатий. На фестивале «Песня года — 1974» песня «Баллада о матери» принесла композитору и певцу известность.

Без содрогания и слез невозможно слушать «Лебединую верность». Как чудно, благородно и выразительно она звучит, сочетая в себе лирическую проникновенность, светлую элегантность с эпическим размахом слов поэта А. Дементьева (сердце пронзает насквозь крик!):

Где же ты, моя любимая

Отзовись скорей!

Без любви твоей

Небо все грустней.

Музыка Мартынова — это путь человека к душам всех и каждого в отдельности через собственный опыт жизни. Она созвучна состоянию человека. Под ее влиянием оживают дремавшие прежде чувства: нежность, любовь, преданность своей половинке.

А «Яблони в цвету» на стихи И. Резника! Под нее наслаждаешься нежным, бархатным баритоном певца и любуешься многоцветным и радостным мигом природы. «Яблони в цвету — какое чудо!..» Испытываешь чувство восхищения, желание сохранить, сберечь его, чтобы потом вспоминать, проигрывать мысленно.

Золотой Орфей" | МБУК "Гуманитарный центр - библиотека имени семьи Полевых"Ах, как поет Евгений! Невозможно передать словами. Он остался в истории вокального искусства как замечательный мастер и артист разностороннего таланта, обладающий волшебным голосом. Он притягивает нас, слушателей, чувственной прелестью своего пения. Он всегда был подлинным аристократом сцены, которому не изменяли безупречный вкус, тонкая музыкальность исполнительской манеры.

Его ценили и за рубежом: в 1975 году получил Гран-при на международном фестивале «Братиславская лира». Впервые исполнитель из СССР получил такую награду. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку с тремя дебютными песнями, которая била все рекорды страны по тиражированию. А после успешной пластинки Мартынова вышло еще пять дисков, тиражи которых моментально раскупались.

3 сентября 1990 года Евгений Мартынов внезапно ушел из жизни — острая сердечная недостаточность. Ему было всего 42 года. Мы помним, любим белого лебедя советской эстрады, не утратившего своей песенной высоты и по сей день.

По материалам газеты «Кочегарка»