ДонВОКУ: фабрика по производству офицеров

6 мая 2015 года первый Глава ДНР Александр Захарченко издал Указ «О создании Донецкого высшего общевойскового командного училища» с целью подготовки квалифицированных специалистов в области общевойскового командования. В этом году ДонВОКУ отметило четвертую годовщину со дня основания. На данный момент военное училище готовит уже около 400 курсантов, которые, пройдя нелегкий путь обучения, покинут стены учебного заведения в лейтенантских погонах. За четыре года учебное заведение претерпело колоссальные перемены в лучшую сторону

На личном энтузиазме

Генерал-майор Михаил Тихонов, начальник ДонВОКУ, внес огромную лепту в формирование этого учебного заведения. Михаил Геннадиевич рассказал нам, с какими трудностями было сопряжено начало существования военного училища.

− Как возникла идея создания училища?

− ДонВОКУ – детище Александра Владимировича Захарченко. Он был инициатором создания в ДНР военного училища, так как любое государство должно иметь свои вооруженные силы и воспитывать войсковой кадровый резерв. О формировании такого учебного заведения мы с Главой заговорили еще в 2014 году, когда воевали плечо к плечу. Я был командиром 5-й бригады, которая базировалась на территории бывшего Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи имени Епишева. Мы с Александром Владимировичем сошлись на том, что рано или поздно военное училище будет открыто. И уже 6 мая 2015 года вышел указ о создании ДонВОКУ, а меня назначили начальником этого учебного заведения.

− В каком состоянии была территория бывшего ДВВПУ? Как преобразилось нынешнее училище за 4 года?

− Внешний вид был совсем другим. С тех пор много чего изменилось. Мы сами обустраивали все казармы, так как здесь были практически голые стены. Провели очень много работы. ДВВПУ было закрыто еще в 1995 году. Позже здесь базировались и национальная гвардия, и пограничники, и военная часть № 3037, которая сейчас находится в Мариуполе. Те, кто был здесь, разобрали все. Не было ни батарей, ни труб, ни канализационного оборудования. Казарменное помещение и штаб остались в более-менее нормальном состоянии, так как «Пятерка» поддерживала порядок. А больше не было ничего. Работала только столовая лицея. Кстати, столовую мы тоже делали сами. Тогда у лицеистов уже шел учебный процесс. Вместе с министром обороны ДНР и другими офицерами совместно с Министерством образования и науки начали разрабатывать учебные планы. Государство обеспечило нас всем, чем могло обеспечить на тот момент. Очень помогли коммерсанты. Со временем в училище были установлены пластиковые окна, нам выделили средства на ремонт крыш. Казарму, штаб и столовую тоже привели в порядок. Так, на личном энтузиазме всех военнослужащих, которые здесь находились, мы потихоньку приводили территорию в надлежащий вид. Ремонтировали также караульные помещения и посты. Все приводилось в то состояние, в котором должно быть согласно уставу. Батальон обеспечения занимался косметическим ремонтом. При содействии государства мы делали все сами. Александр Владимирович всегда откликался на просьбы о помощи, ни разу не отказал.

− Происходили ли какие-либо изменения в учебном процессе?

− Образовательная система – отлаженный механизм, поэтому ничего нового нет. Мы восстановили трофейную технику, которую передало нам Министерство обороны. Восстановлением занимались на занятиях офицеры и курсанты. Сейчас боевые машины используются у нас для обучения. Курсанты ездят на них, учатся, приобретают водительские навыки, а потом получают водительские удостоверения.

− Каково на сегодняшний день количество желающих обучаться в ДонВОКУ?

− На данный момент желающих поступить к нам уже около 200 человек. Рано или поздно одни люди уходят, и кому-то нужно их сменить. А для этого нужны кадры, у которых должен быть определенный уровень знаний. В этом учебном году курсанты 1-й роты (5-го курса) пойдут на стажировку в войска. В корпусе им уже выделены места постоянной дислокации – учебные центры и пункты, а также полигоны, где после выпуска, будучи уже лейтенантами, ребята продолжат нести службу.

Воспитательная основа

Начало всему – воспитание. Такого мнения придерживается начальник воспитательного отдела Донецкого высшего общевойскового командного училища полковник Александр Куренков.

− Александр Павлович, как проходит воспитательная работа с будущими офицерами?

− Вкратце об этом не расскажешь, так как она состоит из целого ряда направлений. Многие говорят, что воспитательная работа – это пустяки. Нет. Я в пример всегда привожу русского генерала Драгомирова, который утверждал, что воспитание солдата и курсанта всегда было на первом месте. На втором месте уже непосредственно изучение военного дела, а это, прежде всего, воля. Мы можем научить курсантов стрелять, водить боевую технику, владеть самым современным оружием, но если в сердцах и в головах бойцов не будет ничего, то войско будет гнилым. И тот же Драгомиров говорил: «Если у вас на подготовку есть хотя бы один день, то нужно начать именно с воспитательной работы, а уже потом заниматься всем остальным».

− На какие составляющие делится воспитательный процесс?

– У нас он подразделяется на общественно-государственную подготовку − рассказы о наших великих предках, о знаковых событиях, днях воинской славы, о наших земляках; а также на правовое воспитание, информирование, так как нужно постоянно держать курсантов в курсе событий, происходящих в мире. Также у нас есть и культурно-массовая работа. Ребята изучают не только приближенный к армии материал. Наш день – воскресенье, когда проходят лекции на самые резные темы.

Полковник Куренков убежден, что изучение истории – неотъемлемая часть формирования в человеке настоящего патриотизма.

− Мы должны знать своих великих предков и подвиги нашего народа. У нас на первом этаже в учебном корпусе развешены портреты русских и советских военачальников, которые специально не подписаны. Приходя на первый курс, курсанты знают не всех. Я иногда устраиваю конкурсы между взводами, чтобы ребята запоминали полководцев в лицо. Без знания истории у нас не будет и будущего. Молодежь – пластилин, из которого мы должны лепить, и, если мы не будем этого делать, то грош нам цена как старшему поколению.

«Цель – всестороннее развитие курсантов»

Учебный процесс – одна из основных составляющих жизни курсанта ДонВОКУ. Однако преподавательский состав не оставляет без внимания и таланты ребят.

Полковник Игорь Трехлебов, который является заместителем начальника училища по учебной и научной работе, рассказал об организации учебного процесса, о разнообразии в обучении курсантов и об их достижениях.

− После выпуска курсанты получают диплом государственного образца, первичное воинское звание − лейтенант, а также осваивают гражданскую профессию – «специалист по управлению персоналом». Если дальше в военной службе что-то не получится, выпускник ДонВОКУ может перейти на государственную службу.

Демократичность, доступность, передача знаний, стиль дружеской беседы – вот основные принципы преподавания в нашем училище. Ребятам показывают поучительные художественные, мультипликационные и документальные фильмы. Для первых курсов папа и мама – командиры взводов. Как они заложат фундамент, так дальше и пойдет.

Мы имеем хороший преподавательский состав: два доктора наук, два доцента, семь кандидатов, есть также аспиранты и соискатели ученой степени. Мы развиваем курсантов и при этом развиваемся сами. Офицеры, которые по советским стандартам оканчивали бакалавриат, в этом году оканчивают магистратуру. К примеру, я аспирант 3-го года обучения.

Для ребят мы пишем пособия и учебники. Сами преподаватели в связи с нехваткой библиотечного фонда писали сборник конспектов-лекций. Планируется также создание электронной библиотеки военного училища.

В целях патриотического воспитания для курсантов проводятся встречи с участниками боевых действий. Многие из тех, кто на данный момент несет службу в ДонВОКУ, сами принимали участие в боях за ДНР.

У нас изучаются не только военные дисциплины, но и история отечества, военная история, английский язык, математика, культурология – от возникновения культурологии как науки до воинского этикета.

При этом здесь всегда есть место хобби. К примеру, Римский-Корсаков – композитор, но был военным. Мы задействуем курсантов во всех научных конференциях. Существует научное общество курсантов, где мы отбираем тех, кто склоненх к педагогической и научной деятельности. Наши ребята уже побывали на конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Ялте, Севастополе и Ростове-на-Дону. К слову, на одной из научных конференций в Питере наш курсант недавно занял призовое место. Помимо науки, воспитанники ДонВОКУ преуспевают и в спорте. Секция рукопашного боя при военном училище начала очень сильно развиваться. Есть также творческие кружки. У нас многие пишут стихи и даже печатаются. И конечно, желающие посещают тренажерный зал, танцевальный кружок, оркестр.

Сейчас в ДонВОКУ готовят специалистов по 4 специальностям. «Боевое применение мотострелковых подразделений на БМП», «боевое применение танковых подразделений», «боевое применение наземных подразделений войсковой разведки» – все это специальности факультета военной подготовки. Также существует факультет морально-психологического обеспечения (специальность «морально-психологическое обеспечение боевой и повседневной деятельности войск»).

Возможно, в будущем здесь станут готовить не только офицеров, но и сержантский состав, прапорщиков, водителей-механиков и операторов-наводчиков. Словом, те кадры, которые сейчас больше всего необходимы войскам.

Актуальная стезя

Об обучении в военном училище никто не расскажет лучше самого обучающегося. Курсант 1-го курса, будущий танкист Никита Опалько уже получил звание младшего сержанта, должность заместителя командира взвода, приобрел много нового опыта и усердно несет службу.

− Почему решил поступить в ДонВОКУ?

− Училище я выбрал, потому что в наше время военная стезя очень актуальна. Все остальные профессии тоже нужны, но военная структура была, есть и будет необходима во все века. Сейчас это нужно и нашей Республике. Я хочу способствовать достижению и сохранению мира. Мой отец сейчас служит в армии ДНР, а дедушка и прадед участвовали в Великой Отечественной войне, поэтому можно сказать, что я продолжатель военной династии.

− Что в процессе обучения показалось тебе самым сложным? Какой опыт приобрел за год пребывания в училище?

− Самым сложным для меня было влиться в эту систему, приспособиться и адаптироваться. На «гражданке» мы встаем во сколько хотим, идем на учебу когда хотим, а тут все по распорядку дня, свободного времени очень мало. Ты постоянно чем-то занят и выполняешь задачи командиров. Но спустя год я заметил, что приобрел командные черты характера, начал понимать, что такое настоящее товарищество, уже думаю не только о себе, но и о других. Стал выносливее, так как у нас много физических нагрузок и спортивно-массовых мероприятий. И конечно, сейчас я более дисциплинированный.

− Возникали ли трудности по учебной части или в общении с коллективом? Как прошла первая сессия?

− Все гуманитарные науки мне даются легко. На военные дисциплины я пока трачу больше времени, стараюсь больше общаться с преподавателями, потому что в военное дело нужно вникать. Пока мне немного сложно, но со временем постигается все, нарабатываются определенные навыки, а через время появляется и результат. Первая сессия далась мне без особого труда. Я даже помогал товарищам готовиться. Мне хочется всесторонне развиваться, поэтому я задействован в оркестре ДонВОКУ, где играю на гитаре. Здесь есть все возможности для саморазвития и для того, чтобы стать настоящим солдатом. К слову, питание у нас очень хорошее, как и условия проживания в казарме. Наш коллектив за год уже стал сплоченным. По возможности мы помогаем друг другу, поддерживаем и вступаемся друг за друга. Я хочу стать офицером и подавать пример другим.

Курсант 4-го курса Николай Троян стать военнослужащим хотел с детства. Он уже практически вышел на финишную прямую и упорно идет к своей цели.

− Началось все с построения коллектива. Наши командиры очень толково подошли к этому вопросу. Когда мы только пришли, начали разбиваться на группы по интересам. Командиры, заметив это, занялись сплочением коллектива и сделали из нас одно звено. А теперь обидят одного – пойдут все, ведь, как гласит девиз ДонВОКУ, «нет уз святее товарищества!». Уже 4 года я обучаюсь на факультете военной подготовки по специальности «боевое применение мотострелковых подразделений на БМП». За это время меня здесь научили всему: и управлению техникой, и стрельбе, и восстановлению боевых машин. Дело в том, что военная техника может попасть к нам не в идеальном состоянии, и нам нужно уметь починить ее в случае необходимости.

− Есть ли разница в восприятии казарменного режима на первом курсе и сейчас?

− На первом курсе мне сначала было очень интересно, так как нас постоянно чем-то занимали. Были различные мероприятия, военная подготовка, и на то, чтобы о чем-то задумываться, не хватало времени. Сейчас у нас уже есть свободный выход, но даже в увольнении, а особенно в отпуске, ты все равно сидишь и считаешь дни до возвращения в училище. Здесь у нас уже, можно сказать, вторая семья, и, находясь дома, понимаешь, что скучаешь по казарме и коллективу. Когда тебе нравится работа, ты просыпаешься и хочешь на нее идти. Так и здесь: нужно приезжать сюда, как домой. Тогда можно добиться максимальных результатов. Было бы желание.

Светлана Славянская, газета «Донецкое время»