Ключик к детям: особенности работы воспитателя в детсаду

27 сентября работники дошкольного образования ДНР отмечали свой праздник. Мы пообщались с представительницей этой нелегкой, но очень интересной профессии, воспитателем логопедической группы донецких яслей-сад комбинированного типа № 365 Валентиной Бакуровой

Когда воспитанникам по 40 лет

 – Валентина Алексеевна, почему вы решили стать воспитателем?

– В детстве я жила возле детского сада. Помню, как мама рассказывала, что я часто убегала со двора и наблюдала в щель забора за воспитателями и детьми, которые гуляли на площадке. Через некоторое время и я пошла в садик. После окончания школы уже точно знала, что буду работать с детьми. Изначально хотела быть учителем младших классов, но все же стала воспитателем. В этот детский сад я пришла в день его открытия, в 1983 году, и работаю здесь уже 36 лет.

– Что вас привлекает в этой работе?

– Дети. Их улыбки, глаза, благодарность. Моим первым воспитанникам уже по 40 лет. Они меня узнают на улице, помнят и уже водят ко мне своих детей. Может, еще доработаю и до их внуков.

– Какие качества важны, чтобы быть специалистом в этой сфере?

– Доброта, любовь к детям, к профессии, к труду. Просто так, ничего не делая, лишь бы отбывать время, в саду работать невозможно. Каждый день нужно самосовершенствоваться, работать над собой, находить что-то новое и давать это детям. И делать это нужно так, чтобы малыши тебя слушали, слышали, усваивали и запоминали твою информацию. Дело в том, что к каждому ребенку у воспитателя должен быть свой подход, свой ключик. Все ребята разные: активные, спокойные, непоседы, скромные и так далее. Поэтому я стараюсь каждый день приходить к ним с чем-то новым, интересным, и они этого ждут. А когда дети заинтересованы, они и слушают меня внимательно.

«Вас слушают, а нас нет»

– Сложно с ними?

– Бывает иногда. Но я не могу без детей, это моя жизнь. Я раньше думала: уйду на пенсию, и все. Но осталась и отработала еще десять лет.

– Расскажите немного о сложностях вашей работы.

– Не всегда успеваешь охватить и дать детям все то, что хотелось бы в идеале. Хочется постоянно обучать своих воспитанников чему-то новому и незаученному. А в плане работы с детьми, общения с ними сложностей нет. Новички, которые приходят в группу, например, сразу начинают тебя проверять и испытывать. В данной ситуации очень важно терпение. Каждого ребенка нужно узнать, изучить и понять.

– За целый день от шума и детских криков не устаете?

– Нет. Я как-то их не слышу. Возможно, это привычка, выработанная за годы работы.

– Иногда родителям сложно справиться с одним ребенком. А у вас их 15–20. Как вам это удается?

– Порой родители говорят: «Почему дети вас слушают, а нас нет?» Возможно, я, найдя к каждому тот самый ключик и узнав ребенка от «а» до «я», стараюсь вызвать в нем интерес к себе и знаниям, навыкам, умениям. Сделать так, чтобы было комфортно и детям, и мне.

– Приходится ли быть с ними строгой, повышать голос? Насколько это срабатывает?

– Все зависит от ребенка. К кому-то приходится применять метод кнута и пряника. Иногда это помогает, а иногда и нет. Но уже изучив каждого ребенка, знаешь, как нужно себя с ним вести.

– Вы считаете себя строгим воспитателем?

– Нет. Иногда даже коллеги мне делают замечания, что я слишком мягкая с детьми. Но на мой взгляд, это не ухудшает моих взаимоотношений с воспитанниками. У нас всегда с ними много общих дел. Стараюсь заинтересовать детей трудом: они любят землю, им нравится сажать цветы, ухаживать за ними, кормить рыбок, черепаху.

– А какие они, современные дети?

– Продвинутые. Сейчас практически у каждого из них планшеты, телефоны, компьютеры, которые они умеют не только самостоятельно включать и выключать, но и знают, как найти и послушать музыку, посмотреть фильм. Бывает, что дни недели не запоминают, а названия песен или каких-то боевиков четко знают. Одним словом, современные дети.

Медаль за кашу

– Многие ребятишки не любят тихий час в саду. Как вы решаете эту проблему?

– Да, бывает такое. Одни сразу засыпают, а другие нет. С некоторыми нужно посидеть рядом, как-то убаюкать. Обычно я стараюсь читать ребятам сказку перед сном. Потом предлагаю закрыть глаза и отправиться в сказочное путешествие. А когда они просыпаются, спрашиваю: в какой сказке были, что видели, что нового узнали? Интересуюсь, как бы они поступили в той или иной ситуации. И каждый из них рассказывает по-своему, фантазирует. А если говорят, что не снилось ничего, я спокойно объясняю: значит у тебя было плохое настроение, в следующий раз что-нибудь приснится.

– А если кто-то не хочет есть, например, манную кашу или пить молоко, как поступаете? Уговариваете?

– В таких ситуациях я обычно советуюсь с родителями, узнаю, ест ли ребенок такие блюда дома, любит ли их вообще. Если мама или папа говорят, что нет, тогда не уговариваю и не заставляю. Иногда даю детям своего рода стимул. Говорю: каша геркулесовая – это же каша красоты. Кто хочет быть красивым? Дети начинают есть и соревноваться: кто все съел, тот самый красивый. Есть у нас и медали с надписью «Общество чистых тарелок». Их получают те, кто все доедает. А те, кто ест неаккуратно, получают на свой стол медаль с хрюшкой.

«В шкафе – один чапка, на голове – два»

– Не секрет, что малыши – народ непредсказуемый. Бывали ли в вашей практике какие-то смешные случаи?

– Помню, зашли мы однажды с прогулки в группу. Дети разделись, положили верхнюю одежду в шкафы. И тут вдруг приносят из другой группы шапку – якобы нашего Саши. Я ему говорю: «Пойди положи шапку на место». Он пошел. И через некоторое время вернулся снова в ней. Я опять отправила мальчика к шкафу. Пошел. А потом приходит и говорит: «В шкафе – один чапка, на голове – два чапка». Я пошла, проверила. Да, действительно такая же шапка лежит в шкафу. Оказалось, что вторую нам занесли чужую, но такую же, как у Саши.

Был еще один казусный случай после прогулки. Пришли в группу, стала считать детей, а двоих не хватает. Заходили вроде бы все… Я быстро побежала вниз. Смотрю, а мои ребята снова обуваются. Я спрашиваю у них: «Вы куда идете?» Маша говорит: «А я Колю пригласила на чай». Оказывается, они дружат семьями и постоянно ходят друг к другу в гости. Вот Маша и позвала друга самостоятельно…

– Что для вас самое ценное в вашей работе?

– Плоды моего труда. Когда дети получают знания, когда я им что-то дала, привила, познакомила с миром, я счастлива. Когда ребенок вырастает умным, самостоятельным, умеет все осмысливать, я чувствую, что мои старания и труды не напрасны. В этом и есть ценность моей работы.

По материалам газеты «Донецкое время»