Крещендо Донецкой филармонии

Донецкая государственная академическая филармония — одна из старейших концертных площадок Донбасса, она была создана в 1931 году. Летом 1941 года в здании филармонии размещался штаб 383 Шахтерской стрелковой дивизии, а в период немецкой оккупации подпольщики печатали здесь антифашистские листовки. Здание филармонии является памятником истории. А в нынешнем веке новая война ударила по Донецку артиллерией неонацистов. Но на огонь пушек Донецкая филармония ответила музыкой шедевров…

Корреспонденты “Всё о ДНР” пообщались с гендиректором легендарной филармонии Александром Парецким. Он рассказал нам о том, как коллектив пережил самые тяжелые дни войны в Донбассе, о первых своих шагах на посту директора концертной площадки, о музыкальных традициях Донбасса и поделился планами на будущее.

15044836_895949390539331_1734374546_o

— Inter arma silent Musae (“Когда говорят пушки, музы молчат” — лат., прим. ред.). Как филармония отреагировала на войну?

— Весь коллектив филармонии пытался доказать, что нам ничего не страшно. И во время самых тяжёлых дней, месяцев жизни Донбасса филармония наоборот старалась демонстрировать свою работу вопреки всем обстоятельствам. Вот, на неделе будет программа “Золотые сны Александра Вертинского”. Эту программу мы повторяем, а премьера её состоялась 26 октября 2014 года. Я вспоминаю эти репетиции и тот самый взрыв, когда содрогнулся весь город (20 октября 2014 года по Донецку ВСУ ударили “Точкой У” — прим. ред.) и стекла повылетали во многих домах и учреждениях. Я на днях смотрел запись этого концерта, и уже сегодня удивляет, что был полный зал, люди покупали билеты, дарили цветы… Желание артистов работать было созвучно чувствам всех жителей Донецка. Я хочу подчеркнуть, что филармония — первая из концертных организаций, которая открыла сезон в военном городе в 2014 году. Мы были единственной концертной площадкой, на которой состоялись празднования Дня шахтера и Дня города. И люди приходили, несмотря на то, что казалось, будто город вымер. Филармония продолжала работать, несмотря на то, что с сентября 2014 года зарплату не выплачивали.

— Были сотрудники, которые уехали?

— Конечно, были. Некоторые не выдержали, и симфонический оркестр потерял часть сотрудников, и камерный оркестр «Виола», и некоторые солисты. Но это была не настолько весомая часть сотрудников, чтобы поднимать вопрос о целесообразности работы учреждения. Не более 20% сотрудников покинуло тогда свои рабочие места, а вот за эти два с половиной года часть сотрудников вернулась.

— А новые появились?

— Да, ведь каждый инструмент необходим в исполнении того или иного произведения, и утрату нужно было восполнять. Мы пополнили состав за счёт молодых музыкантов, студентов музыкальной академии, выпускников. И сейчас оркестр укомплектован почти полностью.

— Какие были Ваши самый первые шаги на посту директора филармонии? (Александр Парецкий был назначен директором филармонии в ноябре 2015 года, до этого возглавлял Министерство культуры ДНР – прим. ред.). Нужно ли было что-то срочно коренным образом изменить?

— Музыканты в филармонии – люди высокопрофессиональные и квалифицированные. О том, чтобы менять кадры, вопрос не стоял и не стоит. Хотя нужно отметить, что по некоторым позициям хотелось бы повысить уровень. Многим артистом необходимо указывать четкое направление работы и ставить определенные задачи. Сегодня музыкальная академия, которая является чуть ли не единственным учебным заведением в сфере культуры и искусства в Донецкой Народной Республике, испытывает сложности относительно контингента. Эту проблему нельзя решить одномоментно. Но львиная доля артистов филармонии – выпускники Донецкой музыкальной академии. У этого вуза великие перспективы и театрально-концертные организации Республики уповают в решении кадровых вопросов именно на академию, альма-матер многих выдающихся музыкантов. Что касается первых шагов, то хотелось бы улучшить условия работы артистов. Это – первое. А, во-вторых, мы продолжаем заниматься тем, чтобы улучшить условия пребывания зрителей в концертном зале. Конечно, это – системный вопрос, требующий капитальных вложений, но откладывать нельзя… Не секрет, что некоторые зрители приходят на концерт не столько для того, чтобы послушать музыку, а чтобы себя показать и на других посмотреть. Потому, конечно, некоторые учреждения культуры по сравнению с филармонией в этом отношении выигрывают. Мы попытались улучшить ситуацию при поддержке Министерства культуры, руководства Республики. Сейчас мы заменили жалюзи в холлах на театральные портьеры, расширили сцену, приобрели удобные диваны для размещения в фойе, улучшили освещение и заменили одежду сцены. До последнего момента серьезной проблемой были маленькие параметры сцены, из-за которых оркестр не мог исполнять в полном составе некоторые симфонические произведения, где требуется двойной состав музыкантов. В этом году мы открывали сезон музыкой Шостаковича, его Седьмая симфония требует полноценного состава инструментов. И расширение сцены, произведенное летом 2016 года, позволило впервые исполнить эту симфонию в Донецке полным составом оркестра. В направлении модернизации мы продолжаем работать… Необходимо отметить, что в очень непростых обстоятельствах, в которых мы сегодня оказались из-за античеловеческой политики украинских властей, тем не менее, благодаря руководству Республики сделаны те прогрессивные шаги в развитии филармонии, которые не предпринимались и не могли предприниматься в довоенное время. И это, должен отметить, касается не только филармонии.
Филармония взяла курс на расширение репертуара. Перед нами стоит задача расширить аудиторию: сохранить преданного зрителя и найти нового. В конце прошлого сезона мы открыли Малую сцену на 60 мест, на которой проходят концерты малых форм. Некоторые программы не приспособлены для их показа в большом зале и для многочисленной аудитории. Концерты в малом зале имеют особую атмосферу и стали пользоваться спросом.

— Кстати, насчёт репертуара. Поменялся ли репертуар филармонии с начала войны в Донбассе?

15102399_895949403872663_998522554_o

— Если Вы имеете ввиду политическое влияние, то я не могу сказать, что мы целенаправленно что-то меняли. Но то, что в репертуаре появились произведения патриотического направления, программы, которые посвящены родному краю — это факт. В августе при поддержке Главы Республики была выпущена программа “Поет шахтерская душа”, с которой симфонический оркестр и солисты объехали всю Республику в рамках фестиваля «Донецкие самоцветы». Перестала доминировать украинская музыка.

До этого по украинской музыке была “обязаловка”?

— Да, “обязаловка” была, и это не секрет. А сегодня я, положа руку на сердце, скажу, что нет никакой цензуры, указаний, что исполнять, а что — нет. У нас звучит и музыка украинских композиторов. Никто никого не ограничивает! Циркуляров, подобных украинским, ограничивающим русское слово, русскую музыку и фильмы, нет! Баланс украинского и русского становится адекватным и оправданным. Раньше дончан удивляло, разражало и озлобляло то, что при украиноязычном населении в 1-2% преобладало украиноязычное вещание, печать, документооборот.

15051991_895949490539321_1088942586_o

— И ещё о репертуаре. У вас ежегодно звучит Седьмая симфония Бетховена (симфония № 7 ля мажор, op. 92 — прим. ред.). Это визитная карточка Донецкой филармонии?

— Бетховен вообще пользуется популярностью в Донецке. По прошлому сезону могу сказать, что аншлаги были на программах с музыкой Моцарта, Бетховена, Вивальди… И, как правило, на органных концертах — это Бах. Если в афишах есть фамилия Баха — жди аншлага.

Помню, аншлаг у вас был и на “Прощальной” (симфония №45 фа-диез минор — прим. ред.) Гайдна. Ожидали?

— Да. Эта симфония необычна и пользуется симпатией у дончан. Ажиотажа добавило то, что в одном майском концерте звучал знаменитый цикл Вивальди «Времена года» и упомянутая «Прощальная симфония» Гайдна – любимые многими произведения. Был аншлаг! Тенденция, когда зрители не успевают купить билет, а на кассе висит вывеска с заветной фразой «Все билеты проданы!», мне нравится и она очень показательна: Донецк – город интеллигентных, образованных, культурных людей, стремящихся к познанию высот классической музыки. Тем, кто обязательно хочет попасть на любимую программу в филармонию, могу посоветовать лишь одно: вовремя запастить билетами!

— Еще до войны некоторые чиновники говорили о необходимости популяризации в Донбассе музыки Прокофьева, вероятно, не понимая, что произведения нашего великого земляка — достаточно сложная музыка мирового уровня. Грубо говоря — далеко не “попса”. Справляется ли наш оркестр с произведениями Прокофьева?

15064037_895949413872662_12090999_o

— Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на то, что многие путают и называют филармонию “имени Прокофьева”, а на самом деле имя великого нашего земляка носит наш концертный зал и симфонический оркестр. Что касается произведений композитора… Донецкий симфонический оркестр — один из лучших оркестров во всём постсоветском пространстве. В 60-70-е годы Донецкая филармония входила в число самых лучших и крупнейших филармоний. Это обусловливалось работой и исполнительским мастерством коллективов и солистов, а также гастрольной деятельностью, так как в то время от имени филармонии работали Ободзинский и Миансарова, Шуфутинский и Тухманов, многие другие. Донецкий оркестр был создан народным артистом Советского союза Натаном Рахлиным в 30-е годы прошлого века, и уже тогда, 80 лет назад, был заложен серьёзный фундамент его развития. Я убежден, что нет такого произведения симфонической музыки, с которым бы не справился Донецкий симфонический оркестр. У нас богатая нотная библиотека, и всё, что в ней находится, было исполнено нашим оркестром. В этом году оркестр выступил вместе выдающимися пианистами современности: блистательной Валентиной Лисицей и народным артистом России Николаем Луганским. Признанные мастера по достоинству оценили уровень оркестра, чем мы не можем не гордиться.
Сегодня Академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева ведет активную репетиционную и концертную деятельность, еженедельно готовит и показывает слушателям новые программы, исполняет классический и современный репертуар.
Сохранить такой мощный коллектив, в состав которого входит 80 лучших музыкантов Донецка, в условиях войны – это достижение для Республики. Каждый из оркестрантов достоин занимать место в любом оркестре мира и то, что Министерство культуры и руководство Республики нашло возможность создать условия для работы оркестра, достойно любых благодарностей и похвал.

— Как возникла идея сыграть рок-хиты в исполнении оркестра?

— Это – моя давняя мечта. В 2013 году, буквально перед войной, в филармонию приезжала камерная группа симфонического оркестра из Украины, которая гастролируют с программой рок-хитов. Я помню, как донецкие музыканты говорили, что им под силу исполнить эту программу лучше и качественнее. Вопрос стоял за партитурами, голосами, аранжировками. Создание оркестровок — очень сложное и кропотливое дело. За это дело взялся талантливый музыкант, композитор Данил Милка, которым, безусловно, должен гордиться Донбасс. Он принял приглашение работать в Донецкой филармонии и за относительно короткое время, как для такого масштабного проекта, подготовил программу «Рок-хиты с симфоническим оркестром». Билеты раскупают на концерты за два месяца вперед.
Уже сейчас дирижируя «Рок-хиты» в Донецке и разных городах, Данил Милка занят подготовкой новой хитовой программы «Simply the best», премьера которой назначена на весну. новой программой, которую мы планируем презентовать в Международный женский день и посвятить её женщинам.

— Какое культурное учреждение, какая мировая сцена для Вас является образцом?

15101805_895949487205988_2070536394_o

— Не могу сказать, что примером для подражания является какая-то одна определенная филармония. Я стараюсь изучать все интересные программы и выступления, чтобы внедрить это у нас, улучшить и разнообразить репертуар, посмотреть, чем привлекают аудиторию. В текущем году по примеру российских филармоний мы ввели абонементную систему, которая себя во многом оправдывает, делает посещение филармонии ещё более доступным, а зрителя дисциплинирует. Мне очень нравится работа Новосибирской филармонии. Безусловно, Московская и Питерская — это примеры для подражания, которые всегда были и будут центрами музыкального искусства, и мы, конечно, будем стремиться к их уровню. По примеру Московской филармонии у нас действует абонемент «Сказки с оркестром» и интерес к первому концерту «Дюймовочка» превзошел все ожидания – мест для всех желающих в нашем зале не хватило. По инициативе Михаила Желтякова в предновогодние дни ребята многих городов и районов Донецкой Народной Республики будут иметь возможность услышать эту сказку совершенно бесплатно в рамках новогодней акции Министерства культуры «Зимняя сказка».
Сейчас ведутся переговоры с филармониями России, чтобы организовать гастроли наших музыкантов. В организации и обеспечении поездок помогает руководство Республики. В декабре состоятся гастроли коллективов и солистов филармонии: камерного оркестра «Виола», джаз-септета и шоу-группы «Два с половиной кума» — по городам Российской Федерации. Но наша первостепенная задача: подарить музыку нашему слушателю, удовлетворить запросы жителей Донецка, городов и районов Республики.

— Есть ли сейчас проблемы с финансированием? В чём нуждается филармония?

— Зарплаты сейчас финансируются полностью, кроме того, благодаря Главе Республики в прошлом году филармония получила статус академической, что отразилось на размерах окладов сотрудников. Что касается других расходных статей, то мы в уходящем году имели возможность привести в порядок сцену, работаем над интерьером, и всё это не без помощи республиканского финансирования. Всегда хочется сделать ещё больше, так как филармония остро нуждается в обновлении, в том числе и техническом. Хотелось бы заменить звуковое оборудование, а по поводу освещения могу сказать, что часть светового оборудования уже приобретена. Не хочется говорить громкие и пафосные слова, но филармония, слава Богу, не чувствует себя обделенной.

— Знаю, что долгое время артисты филармонии испытывали недостаток репетиционных аудиторий. Как-то удается решить эту проблему?

— Не то слово! Хотелось бы заглянуть в историю вопроса. В ноябре 1946 года Сталинской филармонии решением Облсовета было передано 10 тыс. кв. м. в здании, в котором и ныне располагается организация. Но из 10 тысяч за филармонией осталось менее 3-х тысяч! Остальное – отошло в частные руки! Представьте, нужно было дождаться войны, чтобы справедливость восторжествовала и был поднят вопрос возвращения помещений филармонии. Сейчас идет активная фаза передачи примыкающего к нам административного здания на баланс филармонии. Этот процесс имеет место быть благодаря вмешательству Главы Республики и Министерства культуры. Если процедура будет иметь логическое завершение, то проблема недостатка репетиториев, классов, кабинетов решится сама собой, а филармония будет иметь возможность создания и размещения на своей территории собственного пошивочного цеха и мастерской по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов.

— Лично о Вас. Кто Ваш любимый композитор? Чьи произведения заставили Вас посвятить себя музыке?

15034105_895949420539328_456261819_o

— Меня как исполнителя больше наставляли не конкретные композиторы и их творения, а всё-таки исполнители — пианисты, скрипачи и другие, потому что композитор — это больше содержание, а исполнитель выносит его на суд слушателей и придаёт ему форму. Для меня образцами являются Этторе Бастьянини, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, а из современных — Дмитрий Хворостовский. Как разностороннему исполнителю мне близко творчество Фрэнка Синатры, а из советских для меня лучший – Муслим Магомаев и наш земляк Иосиф Кобзон. Что касается любимых композиторов, это конечно же, Чайковский, музыка которого никогда не надоедает, Рахманинов с его глубоким смыслом и философией, и, конечно же, наш земляк Сергей Прокофьев, чьи произведения до сих пор по-новому открывают для себя молодые музыканты.

— То есть, конфликта между классикой и модерном в репертуаре филармонии нет?

— Наша жизнь очень многогранна и контрастна, музыканты должны уметь исполнять всё для того, чтобы зрители с любыми вкусами и предпочтениями были удовлетворены. Но наша филармония имеет академический статус, которым мы гордимся и которому стараемся соответствовать. Количество классических академических программ у нас не уменьшится. Число развлекательных концертов увеличивается, так как увеличивается общее число концертов. Если в прошлом году было по 8-10 концертов в месяц, то в этом, учитывая малый и большой концертные залы, более 20 концертов в месяц, а учитывая выездные концерты, ежемесячно проходит порядка 50 концертов!

— Последний вопрос. Много ли людей сейчас выбирают музыку в качестве своего ремесла?

Чтобы быть музыкантом, нужно учиться порядка 20 лет — музыкальная школа, музыкальное училище или колледж, консерватория или академия… Пока ещё проблема с музыкальными кадрами сохраняется, она системная и начинается с музыкальных школ. Сегодня в некоторых школах отсутствуют определённые музыкальные отделения, например, становятся редкостью духовые, ударные, народные инструменты. Это комплексная проблема, которую нужно решать на государственном уровне. В принципе, музыкальная школа Донбасса, наша консерватория ещё с тех пор, когда она была музыкально-педагогическим институтом, всегда готовила хорошие кадры, которые пополняли выдающиеся музыкальные коллективы всего мира. Потенциал у Донбасса как у культурного музыкального центра очень богатый и серьёзный, другое дело, что сегодня его нужно использовать, а для этого нужно создать соответствующие условия.

Справка

После освобождения Донбасса от фашистских захватчиков 30 декабря 1943 года Донецкая филармония вновь возобновила свою деятельность. Ее концертные бригады активно работали по всей Сталинской области, артисты приезжали с концертами на заводы, шахты, полевые станы и т.д. Творческие коллективы Донецкой областной филармонии выезжали также на гастроли не только в другие регионы УССР, а, к примеру, и на Дальний Восток РСФСР.
В 1948 году после Великой Отечественной войны был восстановлен концертный зал филармонии, а 19 июня 1949 года здесь дал свой первый концерт восстановленный симфонический оркестр.
В 1959 году началась особая страница в истории Донецкой филармонии: специалистами чешской фирмы «Ригер-Клосс» был установлен орган известной фирмы «Валькер», переданный из Москвы. Именно на этом инструменте обучались студенты первого в России консерваторского органного класса. Среди них был и один из гениев мировой классической музыки Петр Ильич Чайковский.

Донецкая филармония являлась одной из ведущих среди подобных учреждений культуры всего Советского Союза. По приглашению филармонии в концертном зале или на стадионах, лучших Дворцах культуры области, театрах Донбасса выступали практически все знаменитые исполнители СССР и известные зарубежные музыканты и певцы. В разные годы с оркестром работали такие знаменитые дирижеры, как Константин Симеонов, Степан Турчак, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов и Валерий Гергиев. С симфоническим оркестром выступали известные композиторы Дмитрий Кабалевский, Родион Щедрин, Арам Хачатурян, Борис Лятошинский и многие другие. На сцене концертного зала филармонии  выступали выдающиеся музыканты современности:  пианисты Эмиль и Елена Гилельс, Святослав Рихтер,  Михаил Воскресенский,  Лев Оборин; скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган; виолончелисты Даниил Шафран,  Мария Чайковская; вокалисты Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев; известные  хоровые и камерные коллективы. Официально были артистами филармонии или трудились на временной работе здесь самые известные исполнители эстрадных  и авторских песен Советского Союза: Владимир Высоцкий,  Валерий Ободзинский, Тамара Миансарова, Юрий Богатиков, Алла Пугачева, София Ротару и многие, многие другие. Солисты и коллективы Донецкой филармонии активно гастролировали по СССР, выезжали на зарубежные гастроли в Германию, Польшу, Голландию, Францию, Италию, Японию.
 В 1991 году концертному залу филармонии было присвоено имя выдающегося  композитора, уроженца Донбасса Сергея  Прокофьева. Это имя с 1997 года носит и академический симфонический оркестр Донецкой филармонии.
В сентябре 2015 года Указом Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко филармонии присвоен почетный статус академической.

Максим Газизов, Игорь Клявин, Анатолий Жаров

Фото — Денис Григорюк