Масленица: как христианину правильно провести эти дни?

В 2019 году православные отмечают Масленичную неделю с 3 по 10 марта (с 18 по 25 февраля по старому стилю). С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями, повеселиться. Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула… С другой стороны, Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту. Как же христианину правильно провести эти дни?

Как не сесть за пир?!

«Я Масленицу всегда воспринимал как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья, – не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл Масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл Масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, по- просить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир?!
Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу Масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, – всё явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту».

Архимандрит Тихон (Шевкунов),

наместник московского Сретенского монастыря

В широкой перспективе

«Надо на Масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты Масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о Масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание, задумаются. А задумавшись, поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу…»

Иеромонах Макарий,
преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии

Мнимое противоречие

«Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя перед Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на Масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе в среду и пятницу).
Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий Масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: напоить жаждущего, накормить голодного, ввести странника в дом, одеть нагого, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!»

Протоиерей Артемий Владимиров,
настоятель московского Храма в честь всех святых

Две традиции: церковная и светская

«История празднования Масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о Масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: чисто церковная и чисто светская.
Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях, Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.
Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к православию. Поэтому светская традиция видела в Масленице те дни, когда можно было выпустить последние пары, повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России – с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом.
Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали всё более безнравственный характер, в них стали всё явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в Масленице он будет искать отраду только для плоти.
Стоит отметить, что для каждого христианина Масленица – это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи, для того чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста».

Священник Алексий Зайцев,
клирик Свято-Троицкого храма Челябинска, член Союза писателей России