Надежда Чичерова: За каждым фотоснимком – целая жизнь

В канун Международного женского дня в Донецком республиканском краеведческом музее открылась персональная выставка «Всегда прекрасная» известного и любимого многими фотографа Надежды Чичеровой. Как понятно из названия и праздника, который предварило это событие, выставка посвящена женщинам. Разного возраста, профессии, социального статуса… Но есть в их биографиях общая строка: все они – из военного Донбасса. Хрупкие и женственные, с усталыми глазами, и при этом – с неимоверной внутренней силой.

Выставка вместила в себя 50 репортажно-портретных снимков. Почему именно эти? Как автор находит героев (не хочется называть их «моделями») своих работ? А, может, их находит сама жизнь?.. 

— Надежда, чем вы руководствовались при отборе фотографий для выставки? Почему здесь представлены именно эти снимки при том, что их у вас – великое множество?

Н.Ч.: — На самом деле, за каждой фотографией стоит целая серия. То есть можно от любой фотографии отталкиваться и делать серию о женщине той или иной профессии. Изначально у меня была задумка сделать портретную серию, где каждый портрет сопровождался бы историей героини. Но так как времени вечно не хватает, до реализации этого проекта у меня руки пока не дошли. Поэтому я решила исходить из того, что есть. Женщины, чьи портреты представлены на этой выставке, прожили здесь всю войну, никуда не уезжая. И за каждым фотоснимком – целая жизнь.

— Какие серии вы могли бы выделить по заглавным фотографиям?

Н.Ч.: — Например, я хотела сделать серию «Хранительницы музеев», потому что у нас все музеи работали: Донецкий краеведческий музей насколько серьёзно пострадал – и при этом работал; и «Арт-Донбасс» работал, и художественный музей… Далее – Дом работников культуры, ботанический сад.

Женщины, связанные со сферой искусства… Когда стреляли, они ездили на передовую; и филармония, и театры – ничего не закрылось. Женщины, которые работали с детьми, – хореографы, работники балетной школы – туда тоже «прилетало», а дети занимались – под обстрелами, в холодных классах… Женщины ни на один день не прекращали заниматься с детьми, причём я знаю, что в эту школу ездят заниматься и дети с территории Донецкой области, временно подконтрольной Украине. Вот – одна из тех, чьё фото представлено на выставке. Балетный педагог Галина Васильевна Володина, интереснейший человек…

Журналисты, которые идут работать в самое пекло, – а там ведь очень много девушек, женщин. Люди вечером смотрят новости – и не всегда задумываются, с каким риском были сделаны «военные» сюжеты. А ещё сколько людей, которые остаются за кадром…

Отдельная серия фото – о медиках. Для сегодняшней выставки я оставила фотографии только тех женщин-медиков, которые непосредственно связаны с охраной женского здоровья: те, кто встречает детей, только что появившихся на свет; те, кто первыми приходят на выручку, если женщина попала в беду.

— Серия фото из роддома – особенно трогательная. Можно о ней рассказать подробнее?

Н.Ч.: — Эти фотографии – самые «свежие». Представляете, на них – малыши, которые родились буквально позавчера! Я очень рада, что мне представилась такая возможность – запечатлеть таинство появления человека на свет. И эти фотографии не просто о родах – они о том, что вопреки всему происходящему здесь живут люди и продолжают эту жизнь. Потому что это – наша земля, и мы её не оставим.

«Счастье»

— Отдельная тема – дети войны… Нынешней войны.

Н.Ч.: — На выставке есть фотография девочки в платке. С ней мы вместе переживали 2014 год. Читали, играли… Вокруг бабахало, а мы надевали красивое платье и фотографировались. Этот ребёнок пережил не одну бомбёжку. Киевский район бомбили, а они с братом сидели ночью под компьютерным столом, на 5 этаже, понимаете? Ребёнок не ходил в школу с октября по апрель!

А вот фотография девочки в военной форме на Саур-Могиле, рядом с памятником времён той войны. Посмотрите в глаза этого ребёнка – насколько глубоко дети понимают жизнь и всё происходящее вокруг. У них украдено то детство, которое должно было по праву им принадлежать. Украдена юность у студентов, которые должны учиться и радоваться жизни. За это военное время уже выучилось целое поколение студентов, представляете! Со мной по соседству живёт девочка, она родилась в декабре 2013 года. Она уже выросла, ей пять лет!

«Сквозь поколения»

Или вот ещё одна фотография. Меня спрашивают – что особенного в этой фотографии, стоит девочка в храме, поёт… Но если вы внимательно посмотрите, то увидите, что это – Свято-Иверский монастырь. Снимок был сделан 25 февраля 2017 года (в этот период в Донецке было обострение боевых действий – ред.) – в престольный праздник в честь Иверской иконы Божьей Матери. Шла литургия, раннее утро, и в разгар службы начался обстрел – стреляли по кладбищу, в шахматном порядке. В храме стояла горстка людей, они сбились плечом к плечу, кто-то упал на колени. Вы же понимаете, что в таких условиях на службу истинно верующие идут… Но служба шла, не прерываясь, певчие пели, люди молились. И были там дети – видимо, они из верующих семей, – которые подпевали вслед за хором. И этот детский голосок перекрыл и певчих, и взрослых молящихся. Казалось, что весь храм примолк, пела только эта девочка. Я это запомню на всю жизнь. Дети, которые спокойно стояли под бомбёжкой, – молились, пели, верили. И потом вышел священник – уже после службы, когда крестный ход пошёл вокруг монастыря. Он подошёл к этой девочке, обнял её и сказал: «Ты моя певунья!». Я эту фотографию так и назвала – «Певунья». Она олицетворяет всех детей, которые пережили здесь ужасы войны…

«Певунья»

— Что вы ощущаете, когда работаете со своими героями?

Н.Ч.: — Я счастлива, что имею возможность видеть и фотографировать людей. Имею возможность хоть что-то, хоть немножечко, сделать, чтобы оставить память об этих людях и событиях, которые они пережили. В 2014 году, до своего прихода в штат Министерства информации, я ещё не имела возможности снимать официально. И я просто ходила по улицам, фотографировала детей и потом присылала родителям снимки на электронную почту. Просто для того, чтобы доставить хоть какую-то радость. Звуки взрывов утихли, вышла мамочка гулять, я поснимаю ее малыша, возьму адрес и отправлю потом фотографию. Фотографии – не видео, на них не слышно работы артиллерии. Но я-то знаю, когда они были сделаны…

Повторюсь, тут о каждом человеке можно рассказывать отдельную историю. У нас здесь живут люди, которые могут перестраиваться и в любых условиях начинать созидать. Человек-созидатель, творец – это самое ценное, что у нас есть. И это – и дети, и взрослые, и молодёжь, абсолютно все. Идёшь куда-то на репортаж, встречаешься с кем-то, начинаешь разговаривать – и понимаешь, что за каждым человеком – целый пласт, и рядом с ним – тоже люди, и обо всех хочется рассказать… Я – не писатель и не могу рассказать о жизни своих героев в литературной форме, но я могу передать их переживания с помощью фото. И фотографии на выставке чёрно-белые не случайно: так лучше всего можно передать характер, а мне хотелось как раз подчеркнуть главное – глаза, мысли, чувства.

— Ваши творческие устремления не уместить в одну выставку…

Н.Ч.: — Да, мне хочется вместе с коллегами-фотографами собрать большой общий архив и сделать памятное издание обо всём, что мы все вместе здесь пережили. Ведь время идёт, даже спустя два-три года острота воспоминаний о тех или иных событиях проходит. А ведь должно что-то оставаться. Нужно, чтобы помнили.

Напоминаем, что работа выставки Надежды Чичеровой «Всегда прекрасная» в стенах ДРКМ продлится до 21 апреля. 

Репортаж с открытия выставки можно посмотреть в нашей группе ВКонтакте.

По материалам ДРКМ