Не место для войн: взаимоотношения между водителями на дороге

Взаимоотношения водителей – тема очень объемная и многогранная. Быть взаимно вежливыми нужно не только на дороге, но и за ее пределами. Этому учат в автошколе, и об этом мы побеседовали с Геннадием Поперечным, вице-президентом Федерации автомобильного спорта ДНР, инструктором водительского мастерства с многолетним стажем

Правило трех «Д»

– Геннадий, есть такая телевизионная программа «Дорожные войны», в ней освещаются всевозможные конфликтные ситуации, вплоть до рукоприкладства. Смотрели?

– Да. В ней демонстрируются плохие и даже очень плохие отношения между водителями, неуважение к другим участникам дорожного движения. Кто-то кого-то подрезал, кто-то решил отомстить – и вот уже доходит до драки. Взаимоуважение на дороге – очень важная тема для каждого автомобилиста, поскольку от этого во многом зависит безопасность движения. Вообще, чем хуже идут дела в стране, чем большей становится разница между богатыми и бедными, тем больше конфликтных ситуаций возникает. Да, есть неадекватные люди. Опять же, в этой программе часто показывают, как кто-то решил наказать другого водителя, а в итоге пострадал сам. Такое случалось и в моей практике – кто-то посчитал себя круче, а оказался слабее. От этого надо отходить – от всех войн на дороге, от кулачных боев. И, кстати, хочу отметить, что культура поведения водителей в ДНР в последнее время улучшилась.

– А как быть в ситуации, когда водитель останавливается на перекрестке, где не надо, пропускает кого-то на красный свет, создавая аварийную ситуацию?

– От таких водителей никто не застрахован. Есть такое красивое правило трех «Д» – «Дай дорогу дураку». Но не каждый правильно его понимает. Лучше пусть спокойно проедет, мы его не будем трогать. Опять же, все зависит от внутреннего воспитания человека. Если он сдержан, то и за рулем таким же останется. Большую роль играет, как он учился, как относится к остальным участникам дорожного движения. То есть, если человек по жизни относится ко всем неуважительно, то и за рулем будет вести себя так же.

– Неоднократно слышал мнение, что неадекватных водителей надо наказывать.

– Хочется, чтобы их наказывали. Объяснять такому водителю надо, но иногда это себе дороже. А с другой стороны, если ему не объяснить, то он и дальше будет себя так вести, здесь очень тонкая грань. Лучше, чтобы с ним разбиралась полиция, тем более сейчас практически у каждого водителя в машине установлен видеорегистратор.

– А действительно ли разбираются?

– Может быть, и есть такие случаи, но у нас это не практикуется вообще, потому что наши люди считают это стукачеством. Но если человек нарушил или не прав, почему бы его не наказать? Нужно создать такие условия или органы, чтобы можно было отослать видео нарушения в полицию. Кстати, в России сейчас это очень действенный метод. Поэтому, если у вас есть возможность снять на видео поведение нарушителя – отправьте видео в полицию, это будет лучшим вариантом.

— Но для этого необходимо создавать законодательную базу?

– Думаю, она существует, просто мало кто ее использует. Насколько знаю, в Москве давно на каждом светофоре установлены камеры видеонаблюдения для фиксации правонарушений, в частности, проезда на красный сигнал светофора. Но буквально за месяц собирается столько видеофактов, что обработать все становится просто невозможным. Видимо, нужно было создавать отдельную структуру. Решили пойти другим путем – воздействовать на нарушителей методом ужесточения наказаний, лишения прав и так далее. И нарушений поубавилось. Пугаться нет причины

– Какие ошибки совершают новички на дороге?

– Самая распространенная ошибка неопытных водителей – переоценка своих возможностей. Следующая ошибка – страх и боязнь. Человек не уверен в своих навыках, он опасается выезжать на дорогу. Бояться не надо, переживать не надо, просто аккуратно ведите себя за рулем, соблюдайте правила дорожного движения. Как говорится, правила написаны кровью. Есть обширная азбука сигналов при вождении, которые нам помогают ориентироваться в потоке. Например, световые, звуковые сигналы, моргание дальним светом… Новичку желательно эти сигналы выучить. Например, когда человек в плотном потоке перестраивается, а его не пропускают, достаточно «моргнуть» разочек, чтобы тебя пропустили. А что сделает культурный человек? Моргнет в ответ, поблагодарит. Благодарность никому не помешает. Также «аварийкой» моргаем, когда нечаянно кого-то подрезали, неожиданно затормозили или резко перестроились. Можно таким способом извиниться. Опять же, в автошколах это все закладывается – взаимоуважение в отношениях между водителями.

– О сигналах взаимовежливости не все инструкторы рассказывают…

– Понятно, что в государственной программе такого нет, но на уровне инструкторов элементарные знания и навыки закладывать надо. Мы на своих тренингах уделяем этому очень большое внимание. Нужно понимать, что подобные правила касаются не только взаимоотношений на дорогах, но и во дворах, в гаражных кооперативах. Сейчас, зимой, это очень актуально. Кто-то забуксовал, кто-то не может завестись либо не может выехать. Сейчас, допустим, человек стоит, голосует, просит помощи, но мало кто останавливается. Да, в 1990-х годах было очень много «разводов», махинаций, но это время практически ушло. Надо помогать друг другу, на дороге должна быть взаимовыручка, потому что каждый может оказаться в подобной ситуации.

– Ваши рекомендации новичкам и опытным водителям?

– Даже когда вы двигаетесь по главной, на зеленый сигнал светофора, подъезжая к перекрестку, посмотрите заранее влево и вправо – не мчится ли другая машина. И если видите, что все-таки авто приближается, притормозите и дайте ему проехать. Это лучше, чем со своей правотой получить удар сбоку. Будьте внимательны и взаимно вежливы на дороге, и не забывайте о правиле трех «Д».

АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

Если вы только недавно сели за руль, то настоящая «азбука» подскажет вам, как вести себя на дороге.

  • С помощью аварийной сигнализации вежливые водители всегда благодарят или извиняются за резкий маневр на дороге.
  • На благодарность водителя отвечают коротким «выстрелом» дальнего света фар, как бы говоря «всегда рад» или «пожалуйста».
  • Один длинный «выстрел» дальним светом фар в «спину» означает: «Дай дорогу!»
  • Один короткий «выстрел» в лицо или в бок в городском заторе означает: «Проезжай, пропускаю!»
  • Включенный правый «поворотник» на трассе означает для обгоняющего, что трасса свободна, и он может, не рискуя, выехать на встречную.
  • Левый «поворотник», включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, – информация для едущих следом транспортных средств о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
  • Если обогнавший вас автомобиль продолжает ехать с зажженной «аварийкой», то это вовсе не означает, что он вас очень-очень благодарит. Посмотрите, не включен ли у вас дальний свет фар.

Андрей Кладиев, газета «Донецкое время»