В студенческие годы Анна Калугина работала журналистом. Но нашла свое настоящее призвание, очутившись в школьных стенах в роли практиканта. Сейчас она преподает русский язык и литературу в Донецкой специализированной физико-математической школе № 17. Недавно Анна Ивановна стала победителем VI Международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница», проходившего в столице Беларуси. С разговора об этом конкурсе и началась наша беседа с педагогом.

Награда за Гоголя

Анна Ивановна, расскажите, почему вы принять участие в конкурсе? Что было самым сложным в подготовке к нему?

– В конкурсном движении я участвую давно, еще в 2017 году стала победителем Республиканского конкурса «Учитель-словесник нового времени».

К участию в международном конкурсе морально готовилась года два. Хотелось удивить жюри. Я разработала урок по повести Гоголя «Портрет». Накануне много читала о жизни писателя. Были мастер-классы, тестирование и представление авторского урока.

Один из членов жюри «Хрустальной чернильницы» подготовил для нас сложное задание. Он сказал: «Я люблю читать Гоголя. Мои дети – тоже. А внуки не читают. Уважаемые конкурсанты, у вас есть восемь секунд, чтобы убедить моих внуков читать Гоголя». И вот за короткое время мы придумывали вдохновляющую речь.

Но самым сложным было провести урок для незнакомых учеников и уложиться в полчаса. Пришлось многое вычеркивать, но все же я дала такой урок, какой хотела.

С вами рядом трудились участники из разных стран. Существенно ли отличаются их методики преподавания от вашей?

– В Турции и Молдове очень отличается обучение. Мы привыкли все подробно объяснять, составлять таблички, давать дополнительные задания. А у них делается акцент на самообучение, причем уже с пятого класса. Учителя просто дают советы, где искать информацию. Мы это используем редко, только в старших классах. В Узбекистане, наоборот, продолжают старые традиции. С Россией и Беларусью мы похожи по методикам. Обязательно обращаемся к компьютерным программам и ресурсам интернета – электронным словарям, видеоконференциям, онлайн-тестам и т. п. Часто работаем с проектором.

Нужно «зажигать» учеников

Когда вы только пришли в школу, вам сложно было установить контакт с учениками? Ведь нужно и доверительные отношения наладить, и дисциплину блюсти.

– Конечно, сложно – мне тогда не было и 22 лет. Но у меня получилось. Я практически никогда не повышаю голос на детей. Я убеждена, что ребенок никогда не будет прислушиваться к тому, кого не любит. Он воспримет знание только от наставника, который ему нравится. К детям нужно идти с открытой душой.

Мне повезло – когда я училась в университете, меня направили на практику в очень хороший класс. Потом я стала их классной руководительницей, когда предыдущая ушла на пенсию. Я не представляю себя без классного руководства.

Какие интересные приемы вы используете на своих уроках?

– Я люблю проводить необычные уроки. Например, использовать «Кубик Блума». Это бумажный кубик, на гранях которого написано: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «придумай», «поделись». Со временем дети сами учатся составлять с его помощью вопросы к произведению или правилу. Еще мои ученики обожают составлять буктрейлеры (короткие видеоролики о художественном произведении, своеобразная реклама книги. – Прим. авт.). Три года назад я участвовала в республиканском конкурсе буктрейлеров, где тоже заняла первое место. Я показала свою работу детям. Они так загорелись этой идеей, что сделали ролик к «Евгению Онегину» еще до того, как мы его прошли. Сделали ролик и для младших классов, чтобы их заранее заинтересовать.

Можно сказать, что 70 % учеников любят читать по программе и дополнительно. Им нравятся творческие задачи, когда результат можно красиво и эстетично оформить. Традиционные уроки с доской и мелом тоже нужны. Но видно, когда дети начинают скучать, потому учителя и применяют инновации. Иногда бывает, что нужно привести пример по склонениям, спряжениям, родам – тогда мы подходим к окну и начинаем искать глаголы первого, второго спряжения, существительные разного рода. Это помогает заскучавшим ученикам снова включиться в работу.

А вот на уроке литературы нужно очень много говорить. Мне нравится объединять детей по группам, когда одна готовит исторический контекст, а другая, к примеру, говорит о подтексте, образах и символах. Потом они представляют результаты в виде коллажа на листах бумаги или в компьютерной программе.

– Кто из педагогов, прежних или современных, является для вас примером для подражания?

– Долгое время я работала по обычной схеме. Но потом пошла на курсы повышения квалификации и там познакомилась с Ларисой Васильевной Мельниковой, заведующей отделом русского языка и литературы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Когда я впервые попала на ее лекцию, это настолько меня вдохновило, что теперь я беспрерывно совершенствуюсь, пробую что-то новое.

Детей очень мотивирует пример активного преподавателя, который не останавливается на достигнутом. У меня в основном восьмой-десятый классы, и когда они видят рекламу конкурса или олимпиады в интернете, всегда рассказывают об этом мне. Мы стали постоянными участниками международных онлайн-олимпиад «Фоксфорд», «Инфошкола», «Инфоурок» и «Учи.ру». Пробовали свои силы и в московской Ломоносовской олимпиаде, это более сложный уровень. Ребята находили и детский конкурс буктрейлеров. Нужно «зажигать» детей такими идеями, чтобы они использовали творческие силы и свободное время себе на пользу. Как учитель я получаю большую отдачу, особенно в старших классах, когда уже видишь плоды своих усилий.

Жизнь после уроков

У вас есть ученики, которые пробуют себя в поэзии или в прозе?

– Чисто литераторов у нас нет. Все-таки у школы физико-математическое направление. Эссе, конечно, пишут все. Иногда такие интересные, что хочется когда-нибудь собрать их в сборник и издать, было бы время и возможность. Эти истории понравились бы читателям всех возрастов.

Также дети очень любят проводить «суды», когда они играют роли адвокатов и прокуроров по отношению к литературному герою. Для этого надо уметь анализировать персонаж и его поступки. Десятый класс мне однажды сказал, что они все хотят быть юристами. На что я ответила: «А давайте проверим!» Многие тогда хорошо себя показали в роли «адвокатов», хотя и поняли, что это сложная профессия.

– Что любят читать современные школьники на досуге, для души?

– В восьмом классе все читают новые детективы, а в десятом увлекаются фантастикой и исторической литературой. Классы у нас сплоченные, потому и читают, и обсуждают книги вместе.

А как у вас проходят внеклассные мероприятия? Это посещение музеев, театров, какие-то культурные походы, литературные вечера?

– Да, ходим и в театры. И в одном небольшом кинотеатре заказываем зал, где смотрим экранизации классических произведений после их прочтения. Например, когда изучаем «Станционного смотрителя» и «Капитанскую дочку». А потом сравниваем впечатления от литературы и кино. Ходим и в боулинг, где объединяемся в команды, общаемся в непринужденной обстановке. К праздникам вместе с детьми готовлюсь я, а не педагог-организатор. Еще мои ученики давно просят поездку в Санкт-Петербург, но пока это сложно организовать.

Литературные вечера тоже проводим. Ребята подбирают стихотворение и музыку, сами делают видеоряд. Три ученика у нас играют на гитаре, так что бывает живое музыкальное сопровождение. Такое чтение можно и распределять по ролям. Когда проходит неделя филологии, мы организовываем театральные постановки. В прошлом году ставили сказку «Колобок на новый лад» для младших классов. Лисичка и Колобок учили деток правильно говорить и ставить ударения в словах.

– Сейчас в моде дистанционное обучение. Как вы думаете, оно заменит со временем школьную традицию?

– Нет, в наше время так же важна роль учителя-филолога, уверенного, что главное в отношениях между людьми, в семье, учебе – душа. Дистанционное обучение этого лишено. Учителя всегда были вторыми родителями для детей. Не хотелось бы, чтобы это менялось.

Беседовала Динара Гатауллина, газета «Донецк вечерний»