Необычный балет в подарок на 55-летие художественного руководителя «Донбасс Оперы»

1 февраля большой премьерой отметил свое 55-летие художественный руководитель Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. Соловьяненко, заслуженный артист Украины Вадим Писарев. В его авторской постановке на сцене ожили шахматная партия – в балете «Болеро…шах/мат» на музыку Мориса Равеля – и печальная повесть о любви – в спектакле «Танго…история любви» на музыку Астора Пьяццоллы.

Мировая звезда

Вадим Писарев известен не только в родном Донецке, но и во многих странах мира – везде, где ценят высокое искусство классического танца. Как артист балета он исполнил более 50 партий в классических и современных постановках, становился лауреатом международных конкурсов в Москве, Европе и США, получил премию ЮНЕСКО в номинации «Лучший танцовщик мира 1995 года», был ведущим солистом балетной труппы Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе. Его приглашали выступить на открытии Олимпийских игр в Калгари и Сеуле в 1988 году. В Донецке Вадим Писарев в 1992 году открыл детскую школу хореографического мастерства – ее выпускники и сейчас пополняют труппу как Донецкого, так других театров мира. А в 1994 организовал проведение Международного фестиваля «Звезды мирового балета», который проводился ежегодно. Участие в нем принимали выдающиеся артисты из многих стран.

Также Вадим Яковлевич уже не раз выступал и в роли хореографа-постановщика: балета «Пер Гюнт» Э. Грига, балета-феерии «Малыш и Карлсон» Г. Манчини, Ч. Чаплина, П. Дюка, К. Джонса, оперы-балета «Он хотел жить «как все другие»» С. Прокофьева, К. Сен-Санса, театральной мистерии «Кармина Бурана» К. Орфа.

Игра в шахматы в ритме болеро

Новый смелый замысел возник у художественного руководителя Донбасс Оперы благодаря увлечению шахматами. Эта игра наполнена особой философией, ее участники тщательно обдумывают каждый ход, и напряжение постепенно нарастает, как и в музыке Равеля.

«На сцене разыгрывается шахматная партия: от каталонского начала до ферзевого гамбита. У меня была идея показать, как в шахматных баталиях отражается характер настоящего боя. И в конце – как человек жертвует собой, чтобы одержать победу, жертвует собой королева – ферзь. Я с ритмом Равеля засыпал и просыпался. В его музыке звучит эта постоянная борьба, которая происходит и в нашем балете, от начала до конца. Честно скажу, что до сих пор не видел в балете такого количества хореографических фигур, как получилось у нас», – говорит Вадим Писарев.

Музыка балета «Болеро…шах и мат» завораживает: у Равеля один и тот же ритм повторяется много раз, но с разной силой, с все большим эмоциональным накалом. И сражение между армиями «белых» и «черных» разгорается – от осторожных шагов пешек (их изображают учащиеся школы хореографического мастерства Вадима Писарева) до смертельного противостояния королей (Александр Наумов и Константин Якивец) и королев (белая королева – Елена Онищенко, черная – Ирина Комаренко).

Танго, любовь и свобода

Сюжет второго балета прост: в Буэнос-Айрес приезжает молодой музыкант (заслуженный артист ДНР Роман Белгородцев), видит девушку (Виктория Губрий), окруженную толпой мужчин, и влюбляется в нее. Их непростые отношения, в которых искренность чувств приносится в жертву богатству, сопровождает музыка безграничной страсти и свободы – танго. Декорации по эскизам главного художника театра, заслуженного художника Украины Сергея Спевякина и Александра Дробного тоже танцуют. Здания большого города то и дело преграждают герою путь к счастью.

«Это неумолимое наступление цивилизации на красоту, которое мы старались передать в балете. Согласованность музыки, хореографии и истории, чтобы передать всю глубину образов, умение работать во всех стилях – верх совершенства. Вадим Яковлевич умеет создавать и большие полотна в три акта, и миниатюру, в которой все успеет показать», – отмечает дирижер-постановщик спектаклей Павел Куриляк.

Действующих лиц в «Танго» много: энергичные члены мафии, красивые девушки, веселый дуэт матросов и солисты оперы в роли гуляющих горожан.

«Мы исходили из музыки, прослушали огромное количество мелодий танго, пока это все не сформировалось. В хореографии я стараюсь дать артистам больше свободы, чтобы они прочувствовали музыку так, как я, и мы вместе создали спектакль. Ради постановки артисты много работали внепланово, всего от идеи до воплощения прошло около года. Я использовал в спектакле неоклассический стиль, элементы самых разных направлений танца. В конце, по идее Евгения Ивановича Денисенко, борьба за жизнь и любовь объединяет два спектакля. Герой бросается в Сену, но выживает, потому что еще не выполнил своего предназначения».

Рамки классического балета в постановке раздвигаются не только хореографией: так, исполнитель главной роли в «Танго…» Роман Белгородцев сам играет на аккордеоне в финале спектакля, а солисты оперы поют о превратностях любви. Дополнительно связывает два спектакля в единое целое ария, звучащая в прологе «Болеро…» и эпилоге «Танго…», – она словно утверждает торжество жизни и светлого начала надо всеми горестями.

«В этих балетах есть моменты, когда Вадим Яковлевич превзошел себя. Ему дан от Бога талант, который он здесь, в театре, реализует. Это неординарная постановка, эксперимент, который удался, как и в предыдущих спектаклях», – отметил директор Донбасс Оперы, народный артист ДНР и главный консультант проекта Евгений Денисенко.

Динара ГАТАУЛЛИНА, газета «Донецк вечерний»