Нюансы дистанционного обучения в ДонНТУ

Тема дистанционного образования стала актуальной в связи с тем, что учебные заведения из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции были переведены на удаленку, поэтому возникла необходимость эффективно заменить очное, живое общение преподавателя и студента. Как решается этот вопрос в наших условиях,  рассказал ректор Донецкого национального технического университета Александр Аноприенко.

Дурь каждого стала видна

– Александр Яковлевич, дистанционное образование действительно вызов времени или это обычная техническая проблема?

– Вызов не вызов, но когда понадобилось ввести, то выяснилось, что во всех странах, в том числе и у лидера западного мира – США, чуть не половина преподавателей вузов не готовы к быстрому и эффективному переходу на дистанционное преподавание. Вынужденный переход на него обнаружил, кроме технических и методологических недочетов, и то, что раньше скрывалось, а теперь вдруг стала видно – некомпетентность.

– Да, мы помним все эти «хохмы» с преподавателями на Украине, которые в онлайн-вещании стали находить Индийский океан на месте Тихого.

– Совершенно верно. Это как раз то, о чем говорил император Петр Великий: дурь каждого стала видна.

Я считаю такое положение дел полезным, потому что преподаватели теперь станут ответственнее относиться к своей работе – и к освоению технологий, и к содержанию образования. Это – с одной стороны. А с другой – выяснилось, что интернета много не бывает.

Скорость надо увеличивать

– Вы говорите о пропускной способности сетей интернета?

– И пропускная способность, и технологии несовершенны. Вдруг выяснилось, что в действительности интернет находится в самом начале пути, если собирается удовлетворить все наши потребности.

У нас в Донбассе, слава богу, еще до войны массово начался процесс обеспечения доступа к 100-мегабитному интернету. Наши местные провайдеры обеспечили и учреждения, и учебные заведения, и даже обычные шахтерские поселки таким интернетом, проведя во все эти места оптоволоконные магистрали. Поэтому мы, имея скоростной интернет, особых проблем с организацией дистанционного преподавания не испытали. Плюс к этому, у нас достаточно развитый мобильный интернет и современные смартфоны и планшеты у большинства наших студентов и преподавателей.

Но теперь мы точно знаем, что не только 100-мегабитная, но и 500-мегабитная скорость интернета не помешала бы для того, чтобы поддерживать в хорошем качестве устойчивую видеосвязь. Поэтому и актуальны, на первый взгляд, авантюрные проекты американского предпринимателя Илона Маска с его околоземными спутниками StarLink, которые запускаются в космос для того, чтобы покрыть всю поверхность Земли скоростным интернетом в 1 гигабайт. У него есть лицензия на запуск 12 000 спутников.

– Интересно, а сколько всего на околоземной орбите спутников?

– Всего с 1957 года человечество запустило около 6 000 спутников, примерно половина из них сгорела со временем. Так что можно представить себе и амбициозность проекта Илона Маска, и его стоимость, и современные представления о том, какие скорости в сетях понадобятся человеку со временем.

Опыт удаленки уже был

– Но пока что мы обходимся тем, что есть?

– Да, в том числе и собственным опытом дистанционного обучения, который у нас накопился еще с украинских времен. Случались у нас такие ситуации, когда из-за недофинансирования вуза мы не могли оплатить услуги теплосети, и чтобы не заморозить студентов и преподавателей, на какое-то время отправляли их домой и вводили дистанционное обучение. Правда, на небольшой срок – не несколько недель, максимум на месяц. Подобный карантин мы устраивали и во время эпидемии свиного гриппа. Ну и, разумеется, в период обострения боевых действий нам тоже приходилось ограничивать посещение аудиторий.

Кроме того, у нас давно уже был заочный факультет, и мы, учитывая, что там должны быть только современные технологии, переименовали его в институт инновационных технологии заочного обучения. Там активно занимались изучением и развитием методик именно дистанционного обучения. Все выстраивалось таким образом, чтобы, если что, не только заочник, но и очник мог бы воспользоваться системой обучения.

Например, известной системой Moodle. Это система управления обучением или виртуальная обучающая среда. По сути дела, это свободно распространяющееся веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Оно известно еще с 2002 года. В свое время мы проводили курсы на базе этой системы, полторы сотни преподавателей прошли на них обучение.

– Вижу, что вас новации не застали врасплох.

– Мы просто обновили программное обеспечение этой системы и параллельно начали осваивать еще более технологичные системы обучения. Например, Openedu («Открытое образование»), на базе которой консорциум российских вузов формирует пул открытых курсов. Десятки наших преподавателей уже официально проходят эти курсы, повышая квалификацию. Так у нас уже появилась вторая платформа обучения, которая может со временем, как более совершенная, стать и основной.

Мультимедийные лекции

– Слышал, что многие преподаватели, пользуясь случаем, стали осваивать возможности социальных сетей.

– Это естественно, что те, кому раньше просто не хватало времени, стали осваивать все эти скайпы и zoom-ы и другие ресурсы, которые дают возможность проводить занятия. Мы не ограничиваем преподавателей, даем им возможность творческого поиска, чтобы у них была возможность выбрать свое наиболее удачное и полезное, что может стать подспорьем в учебном процессе.

– А как выглядит чтение лекций?

– При использовании Moodle обычно выкладывается на сайт лекция, и преподаватель к ней онлайн делает какие-то комментарии, отвечает на вопросы, если они возникают.

Но я лично считаю, и все больше моих коллег считает самым эффективным методом чтения лекций нового поколения использование современных презентаций (типа PowerPoint) в сочетании с видеокомментариями. В каждом кадре презентации лектор рассказывает, что и как. Это очень наглядно – есть и графика, и анимация, и видео. Потому что это персонифицированная информация. В отличие от видео, которое обезличено и, как утверждают психологи, не так эффективно. Я лично период пандемии коронавируса использую как раз для того, чтобы записывать такие вот мультимедийные лекции. Я считаю, что это будущее образования в обозримом времени. Эти методы позволяют резко повысить эффективность передачи знаний. Если лекцию преподавателя с мелом у доски обозначить единицей, то мультимедийный лектор будет обозначен цифрой в несколько раз больше.

Сдача экзаменов по тестовой системе

А как дела с успеваемостью, с экзаменами?

– После того, как мы начали заниматься дистанционно, на некоторых факультетах сказали, что у них посещаемость выросла. Те, кто в силу занятости на работе на занятиях появлялся не так часто, как надо, хотя бы потому, что приехать не всегда удается, теперь в занятиях участвуют куда чаще, ведь кому-то удобно выходить на них даже с рабочего места.

Что касается зачетов. Это определенное количество выполненной учебной работы, в том числе лабораторной.

А вот опыта проведения дистанционных экзаменов у нас не было. Но в прошлом году мы побывали у наших добрых друзей и коллег в Санкт-Петербургском горном институте. Они познакомили нас со своим опытом сдачи экзаменов по тестовой системе, которую долго отрабатывали. Хотя в ней есть определенные недостатки по сравнению с традиционными экзаменами, в ходе которых преподаватель чувствует, как отвечает студент, может задать ему уточняющие вопросы, потребовать, чтобы он сформулировал и аргументировал свой ответ. Но в нынешней ситуации эта система может помочь учебному процессу.

Более того, я вам скажу, что тестовую систему ответов у нас в вузе тоже знали еще в советскую эпоху, когда я сам был студентом. Эта донецкая тестовая система даже получила награду на ВДНХ СССР как самая передовая в Советском Союзе. Но, конечно, сегодняшние компьютеры и программы не сравнить с теми, что были вчера.

Собираетесь внедрять питерский опыт?

– Да. Еще когда мы вернулись из Санкт-Петербурга, решили, что надо это делать и в нашем вузе.

Олег Измайлов, газета «Донецк вечерний»