О нечестной и агрессивной предпринимательской практике

Согласно Закона ДНР “О защите прав потребителей” нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством Донецкой Народной Республики как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездействие), вводящую потребителя в заблуждение или являющуюся агрессивной.
Если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которое в другом случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно:
1) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или иное происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
3) цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
4) потребности в услугах, замене составляющих частей или ремонте;
5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о нем и его активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, аффилированности и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличиях и наградах;
6) права потребителя или опасности, которая ему угрожает.
Предпринимательская практика является вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечетким, непонятным или двусмысленным способом информация, необходимая для осуществления осознанного выбора.
Запрещаются как такие, которые вводят в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предположить, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции до реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятие заказа или не предоставление товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения, лишения их достаточного периода времени для принятия осознанного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из оборота или относительно оборота которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что существует угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, если это не соответствует действительности.
Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, во внимание берется:
1) время, характер и повторяемость предложений по приобретению продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих выражений;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решения потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим субъектом хозяйствования;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может оставить помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и (или) периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставления жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству Донецкой Народной Республики.