Стоит ли дважды проверять каждую задачу по математике в начальной школе своих детей до того, как они ее сдадут? Важно ли, чтобы дети учились самостоятельно, а родители не поймали их ошибки первыми? К сожалению в школах не выдают «инструкции по эксплуатации» для первоклашек и их родителей. Так как узнать, что вы делаете большую ошибку со своими школьниками? Это не безнадежный вопрос. Вооружившись некоторыми умными стратегиями, вы сможете избежать больших ошибок.
Собрать ранец за ребенка
Поначалу можно помогать ребенку собирать портфель, но не стоит делать это вместо него с мыслью: «Пусть пока посмотрит, а потом научится». Любой навык формируется исключительно через практику. То есть: ребенок сам собирает, а вы мягко направляете, задаете наводящие вопросы: «Посмотри внимательно – ничего не забыл?» Если же собранный по всем правилам ранец волшебным образом появляется в руках ребенка только перед дверью класса (а до этого его собирали и несли родители), есть вероятность, что это очень скоро станет нормой. Ребенок не будет воспринимать ранец как зону личной ответственности.
Убеждать, что в школе всегда весело и интересно
Страстно желая, чтобы ребенок полюбил учебу (а на самом деле боясь, что он ее не полюбит), родители могут выпадать из реальности в гротескный восторг: «Ой как здорово в школе! У тебя появятся новые друзья!». На самом деле друзья появляются не сразу и не у всех. Да и ситуации в школе бывают разные, они вызывают разные чувства. Если ребенок говорит, что ему было скучно на уроке, а мама отвечает «Как может быть скучно? Это так интересно – узнавать новое!», коммуникация нарушается, и ребенок делает вывод, что его не понимают. Чтобы сохранить контакт, важно слушать и слышать, что говорит ребенок, не критикуя и не обесценивая его переживания.
Оценивать и критиковать работу ребенка
В первом классе не случайно не ставят оценок. Это аргументированное решение. Дети этого возраста очень эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности и могут болезненно воспринимать замечания и критику. Плохая оценка его работы значит для него, что это он плохой.
Заставлять переписывать домашнюю работу
В погоне за идеальным результатом и высокими оценками некоторые родители заставляют ребенка переписывать домашнюю работу, если она написана неаккуратно. Ребенок переписывает, но из-за переутомления получается все хуже… Родитель раздражается, ребенок плачет. Польза сомнительна. Мотивация к учебе сходит на нет. Недооценивать сложность первого класса. Не стоит записывать ребенка сразу в несколько секций и кружков, аргументируя это тем, что нагрузка в первом классе небольшая, и читать он уже умеет. Первый класс сложен не столько содержанием учебников, сколько адаптацией к новому распорядку дня, новому коллективу, новой деятельности. Это стресс!
Желаем детям и их родителям приятной учебы!
По материалам газеты «Новые горизонты«