От чего зависит качество услуг ЖКХ в ДНР?

Сегодня люди не мыслят свою жизнь без благ, которые дает ему современный город.

Город — это развитый комплекс хозяйства и экономики, обеспечивающий нормальное функционирование и удовлетворение потребностей населения. А одной из основных потребностей граждан является комфортное и безопасное проживание, которое достигается, в первую очередь, наличием жилья и снабжение его водой, электроэнергией, теплом, газом. За наличие и работу этих ресурсов и отвечает жилищно-коммунальное хозяйство — одна из наиболее сложных отраслей, результаты деятельности которой в значительной мере определяют социально-экономические показатели развития общества.

В городах работа УЖКХ вызывает многочисленные жалобы и нарекания населения на неудовлетворительное качество услуг. Справедливы ли они? Как построена работа коммунального хозяйства? Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Енакиево Быковской Анатолий Николаевич ответил на вопросы и рассказал о проблемах отрасли.

Состояние УЖКХ сегодня

— Анатолий Николаевич, не секрет, что в сфере ЖКХ накопились проблемы, ставящие под угрозу ее устойчивое функционирование. Расскажите, в каком состоянии находится управление сегодня? Какие перед ним стоят задачи?

— Жилищно-коммунальное хозяйство выполняет важнейшую функцию жизнеобеспечения граждан. Успешно решать эту функцию может только эффективно развивающаяся отрасль. Она так устроена, что работает по принципу хозяйственного расчета.

— В чем его суть?

— В том, что предприятия ЖКХ покрывают свои расходы средствами, поступающими от реализации услуг, что обеспечивает их (предприятий) рентабельность. Но как вы понимаете, всё так гладко бывает только на бумаге. Хронические неплатежи за уже предоставленные услуги не позволяют выходить на самоокупаемость, и это одна из главных проблем работы УЖКХ.

— То есть, качество предоставляемых услуг зависит от уровня оплаты?

— Именно. Каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг своевременной оплатой может изменить текущую ситуацию к лучшему.

— Испытывает ли отрасль кадровый дефицит?

— Да, кадровый голод ощутим. Недостаток квалифицированного персонала, недоукомплектованность штата, напрямую влияют на качество нашей работы. Для того чтобы люди оставались на своих рабочих местах, необходимо достойное материальное стимулирование, своевременная выплата зарплаты, а ее своевременность зависит от наличия поступивших средств.

— Куда ещё идут поступающие средства?

— На приобретение материалов и комплектующих, необходимых для проведения плановых ремонтных работ и устранения аварийных ситуаций. Приобретаются запчасти и ГСМ для спецтехники.

— Анатолий Николаевич, какова сегодня ситуация с оплатой услуг ЖКХ?

— К сожалению, задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам — одна из самых острых проблем нашей отрасли. Массовые неплатежи приводят к тому, что жилищное хозяйство приходит в упадок. Каждый потребитель строго оценивает качество предоставленных услуг, но далеко не каждый вспоминает, что за них нужно платить. И платить своевременно! Причин тому множество, от низких доходов людей, до банальной забывчивости или просто необязательности, а то и злостного неплатежа.

— И что же ожидает злостного неплательщика?

— Работа с ними переходит в новую плоскость: запускается правовой механизм, именуемый претензионно-исковая работа. Это довольно сложная процедура, включающая судебные иски, принудительное взыскание, арест движимого и недвижимого имущества и даже открытие уголовного производства.

Хочу подчеркнуть, что предприятия, ЖКХ, всегда готовы искать компромисс, индивидуальный подход к решению проблемы каждого потребителя. Главное — взаимное сотрудничество и взаимопонимание.

— Прежде чем задать следующий вопрос, хотелось бы подробнее узнать о видах услуг ЖКХ.

— Спектр наших работ очень широк. Мы предоставляем населению услуги в сфере обслуживания домов и придомовых территорий, обслуживания лифтового хозяйства, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, вывоз мусора, теплоснабжения. Кроме того выполняются мероприятия по содержанию и ремонту сетей уличного освещения, содержанию автомобильных и внутриквартальных дорог, благоустройству парков, скверов, площадей.

— Многие люди сетуют на неудовлетворительное качество услуг.

— Что ж, такое тоже иногда происходит. В случае некачественно сделанной работы, потребитель имеет право направить претензию с требованием осуществить перерасчет стоимости услуг в сторону уменьшения и предоставить услугу заново.

Еще один важный аспект

Анатолий Николаевич коснулся еще одной проблемы, которая на первый взгляд выходит за рамки работы УЖКХ, но на самом деле является залогом его качественной работы:

— Хочу немного сказать о культуре поведения наших жителей. Смотря на скопившийся мусор, забитые мусорные контейнеры, мы сетуем на плохую работу коммунальщиков, на чиновников, которые «ничего не делают», забывая спросить себя: «А что я делаю лично, чтобы город был чистым и ухоженным?». Аксиома о том, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» действенна во все времена. Человек должен сознавать ответственность за свои поступки. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан, наплевательского отношения к окружающей среде, встречаются часто и повсеместно. Мы должны понять, наконец, что каждая брошенная в клумбу пустая бутылка, каждая бумажка, летящая мимо урны, наносит урон экологии, истощает почву и отравляет воздух.

Решение проблемы качества услуг

Качественные услуги населению — главный приоритет ЖКХ. Повышение эффективности и надежности его работы, с одновременной модернизацией жилищно-коммунального комплекса и снижением затрат — цель и перспектива. Например, в России эти задачи решаются путем улучшения инвестиционной привлекательности и развития конкуренции. Человек сам выбирает, услугами какой компании ему пользоваться, учитывая связку «качество — стоимость». Очевидно, рано или поздно по этому пути будет развиваться вся отрасль, в том числе и ЖКХ нашего города.

По материалам газеты «Енакиевский рабочий ДНР»