Мы отправляемся в супермаркет за покупками, а перед кассой обнаруживаем у себя в тележке товары, которые точно не планировали покупать еще час назад. Как так получилось и что делать, чтобы не покупать лишнего?
Особый запах
На входе в любой магазин вас встречают нежные ароматы выпечки, отчего сразу начинают течь слюнки. Из-за этого мы набираем больше еды, чем действительно нужно. В итоге продукты портятся, а вам приходится заново идти в супермаркет, где все в точности повторяется.
- Что делать? Никогда не ходить по магазинам на голодный желудок.
Подарочные наборы
Их всегда ставят близко от входа, чтобы они сразу попадались вам на глаза. Кажется, что это удобно: они заранее упакованы в красивые коробки, обвязаны лентами. Но зачастую производители или магазины пакуют туда то, что плохо продается по отдельности: дешевые шампуни, невкусные конфеты и гели для душа с ароматом автомобильной елочки.
- Что делать? Если не можете удержаться, внимательно посмотрите, что внутри и стоит ли оно тех денег, какие за них хотят производители.
Парные продукты
Как гласит народная мудрость, пиво без водки – деньги на ветер. Например, вы покупаете бутылку шампанского, а тут же рядом коробки с конфетами. Все, пасьянс сошелся. Вы чувствуете, что просто обязаны купить эту коробку!
- Что делать? Составляйте списки и ищите «неполные пары» дома. Например, если вы покупаете сыр для бутербродов, убедитесь, что хлеб еще не закончился.
Длинный путь
Почему фрукты и мясо расположены в разных концах магазина? Совершенно верно, не случайно. Вас заставляют покрывать большие расстояния, чтобы вы успели рассмотреть весь ассортимент. Когда проходишь мимо завлекательно разложенных товаров, трудно не поддаться искушению и не схватить то, что как будто само просится в руку.
- Что делать? Не смотрите по сторонам, лучше – в список, заранее заготовленный дома. А еще следуйте точно намеченному маршруту, никуда не сворачивая.
На уровне глаз
Продукты, которые магазин хочет продать в первую очередь, будут сразу на уровне ваших глаз. Некоторые удостоены особого места на подиуме: красивая раскладка манит и убеждает, что покупка будет
выгодной. На самом деле, конечно, нет. Зачастую срок годности этих продуктов истекает со дня на день, и магазин стремится списать как можно меньше товаров. Существует еще одна уловка, о которой вам стоит знать. Если вы видите табличку с объявлением о скидке на подсолнечное масло, а рядом стеллаж с этим самым маслом, не спешите хватать несколько бутылок сразу. Убедитесь, что вы берете именно тот продукт, на который скидка. Скорее всего, нужный вам товар будет не под рукой, а где-то недалеко: поищите его на нижних полках.
- Что делать? Осматривайте стенд снизу вверх, уделяя особое внимание неудобным полкам: самым нижним и самым верхним. В последнюю очередь смотрите на средние, где, как правило, стоит самый дорогой товар.
Большие тележки
Согласно исследованиям, большие тележки заставляют нас покупать на 40 % больше товаров. Мы чувствуем себя неспокойно, когда в тележке остается много свободного пространства. Нам кажется, что мы купили недостаточно, а возвращаться не хочется.
- Что делать? Возьмите корзинку вместо тележки. Заодно получите реальное представление о том, сколько будут весить пакеты с покупками.
Особая музыка
Гуляя вдоль прилавков, чаще всего вы слышите неторопливую музыку с повторяющимся мотивом. Она настолько монотонная, что порой вы даже не замечаете, что в зале играет музыка. А ведь она тоже воздействует на ваш мозг. Благодаря ей вы двигаетесь медленнее, перестаете спешить и дольше задерживаетесь у полок с товаром.
- Что делать? Совершайте покупки под свою музыку: наушники в уши – и вперед! Для покупок выбирайте что-то ритмичное – музыка должна быть не слишком быстрой, но и не фоновой. Она должна помогать вам концентрироваться, но не отвлекать.
Мелочь возле кассы
Все эти шоколадки и конфеты – ну невозможно удержаться от покупки! И цена совсем небольшая. Пока стоите в очереди, непременно вытянете одну-две сладости и кинете в корзину. На ее объеме это особо не скажется, да и на кошельке тоже. На самом деле нас обманывает древний инстинкт собирателя. Мы радуемся, когда находим что-то дешевое и яркое, даже если это нам совсем не нужно. Хуже всего, если приходится стоять в очереди с детьми. Они точно заметят маленькую уродливую куколку, а вам проще купить ее, чем успокаивать плачущего ребенка у кассы.
- Что делать? Разработайте набор способов отвлечь ребенка, пока вы двигаетесь к кассе. Это могут быть несложные игры, загадки, задания (например, посчитать, сколько вокруг предметов на букву «А», или помогать выгрузить товары из тележки на ленту).
Мытое и нарезанное
Вымытые и нарезанные фрукты и овощи стоят дороже тех, которые горкой лежат в ящиках. Вам кажется, что вы почти не доплачиваете за мелкую услугу, но на самом деле на продукты в пластиковых контейнерах тратится куда больше денег. К тому же у них больше риск быть зараженными сальмонеллой, которая быстро размножается на нарезанных овощах и травах.
- Что делать? Лучше покупайте свежие фрукты и овощи, а нарезку делайте дома.
Скидки
Желтые ценники радуют глаз, а перечеркнутые цифры заставляют верить, что вы покупаете товар со скидкой. Мы умолчим об известном приеме круглых цифр – уверены, что вы можете округлить 9,99 в нужную сторону. Но на самом деле часто магазины заранее повышают цены на товары, чтобы потом триумфально «снизить» их.
- Что делать? Если вы ходите в один и тот же супермаркет и покупаете примерно один и тот же набор продуктов, то и сами сориентируетесь, действительно ли выгодна скидка. Если нет, то, как вариант, зайдите на сайт другого супермаркета, поинтересуйтесь ценами на такой же продукт и сделайте выводы о выгоде.
Источник: газета «Донецкое время»