Шахтёры с большого экрана

В ноябре 2018 года угледобывающие предприятия Донецкой Народной Республики всех форм собственности добыли 683 тысячи 814 тонн угля. А это, как следует из сообщения пресс-службы Министерства угля и энергетики ДНР, составило 105,1 % выполнения плана.

В ведомстве уточняют, что дополнительно к установленному заданию нагора поднято 33 тысячи 114 тонн твердого топлива. Это, как говорится, сухие цифры. А то, что за этой производственной арифметикой стоят тысячи людей, не все вспоминают. Каждая тонна добытого черного золота окроплена человеческим потом, нередко кровью. За этими цифрами – судьбы, характеры, сама жизнь.

О ПРОСТОМ РАБОЧЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

А ведь когда-то этим обычным добытчикам столь важного полезного ископаемого посвящали фильмы. Вспомнился один из таких – документальный, «Шахтеры», снятый в 1972 году творческим объединением «Экран». Режиссер ленты, известный документалист Игорь Беляев, центральными фигурами картины выбрал обычную на первый взгляд горняцкую бригаду донецкой шахты № 17–17-бис (Кировская). Бригадир Петр Мартынович Брухаль, его коллеги, члены их семей доходчиво, просто, без всякого позерства рассказывают с экрана о жизни, труде, будничных заботах.

«Нам хотелось сделать фильм о простом рабочем человеке, не обремененном лишней славой, – вспоминал в свое время Игорь Константинович Беляев о работе над картиной. – И вот однажды сценарист Леонид Дмитриев вернулся после долгих дневных поисков, уставший, ни жив ни мертв. Но в руках сжимал фотографию Петра Брухаля.

Со снимка смотрел высоколобый большеглазый человек с застенчивой улыбкой».

Первым делом съемочная группа познакомилась с будущими героями картины. Правда, сначала это удалось сделать заочно, со слов парторга шахты и редактора местной многотиражки. Потом – спуск в шахту, там телевизионщики увидели горняков в деле. «Нас тогда поразили люди, наши будущие герои, – следует из воспоминаний Беляева. – Под землей, в работе они ощущали себя настолько свободно, раскованно, настолько ярко проявлялись сразу характеры».

ЗАМАСКИРОВАННАЯ СЪЕМКА

Но, выехав на-гора, съемочная группа столкнулась с некоторыми трудностями. Оказалось, что шахтерская искренность и открытость в забое словно улетучилась перед телевизионными камерами на съемочной площадке. Режиссер картины тогда негодовал из-за того, что горняки в непривычной среде смущаются, и из них слова клещами не вытащишь. Пришлось идти на хитрость. На съемочной площадке повесили ширму, вырезали в ней дырочку для объектива, заранее установили свет. Замаскировались, сделали все возможное, чтобы их собеседники не заподозрили, что в момент разговора идет съемка. Процесс растянулся на несколько дней. Когда горняки привыкли к документалистам, расположились к ним, стали вести себя более раскрепощенно. Потом были и другие съемки, в других местах, с другими людьми.

В итоге фильм был снят, показан на телевидении. «Зрители смотрели картину с интересом, ее премировали на фестивалях, ласкала критика, потому что удалось показать не только внешнюю сторону жизни героев, но и заглянуть в душевные подвалы личности. Во всяком случае, такая задача и ставилась в этой работе», – говорил Игорь Беляев.

Будем считать, что небольшой рассказ об этой ленте разбудит у читателей интерес к ней. Саму же картину нетрудно отыскать в Интернете, на ее просмотр уйдет чуть более сорока минут. Да, в картине нет голливудских спецэффектов, которыми нынче избалован зритель. Зато в ней все настоящее, нет вымысла и постановочных кадров для пущей правдоподобности.

Евгений МИТИН

Газета «Донецк вечерний»