Школа террора — буллинг и как его преодолеть

Я инвалид с детства, внешне это незаметно, но мама заставляет меня пользоваться удостоверением в транспорте, чтобы экономить деньги на проезд. Однажды по дороге из школы в троллейбусе меня приметили две незнакомые девочки. Вышли на моей остановке, пристроились по обе стороны и унижали всю дорогу, пока я шла домой. По поводу одежды, причёски, внешнего вида. Я шла с опущенной головой — боялась, что если огрызнусь, побьют. Дома никого не было. В тот день я хотела выброситься из окна…

Жестокость детей порой переходит все границы. Драки между школьниками и психологическое насилие могут нанести непоправимый вред ребёнку. По данным опроса ВОЗ, около 21% детей в возрасте 11-15 лет сообщают о буллинге со стороны ровесников. Не редкость он и в школах Республики.

В целом, буллинг (травля) — это агрессивное преследо­вание одного из членов кол­лектива (школьного, студен­ческого или профессионального) остальными членами коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Именно этим травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Когда заходит речь о травле одного из учеников в школе, родители и учителя, как правило, закрывают на происходящее глаза: поругались — помирятся, дети сами должны разобраться. В лучшем случае в классе про­водят беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждают, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь на­ходить подход к товарищам», «подросткам нужно тщательно следить за личной гигиеной». Это не поможет решить пробле­му! Детское общение нередко изобилует специфическими шут­ками и розыгрышами, но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоян­ными, они прев раща ются в издевательства и их необходи­мо прекратить. В таком случае родителям и руководителям стоит встать на защиту ребенка, выслушать и помочь разрешить проблемную ситуацию.

Причиной для буллинга может стать все, что угодно. Ребенок спокойный, тихий, старательно учится — значит «ботан», уходит от конфликтов, избегает драк и громких разборок — «лох», не имеет дорогих гаджетов и модной одежды — «нищеброд». Изучив множество тематических публикаций, несложно понять, что повод для травли может быть абсолютно любым и, убрав яко­бы причину травли, буллинг не остановить. Психологи отмечают, что к насилию часто склонны дети, которых сильно прессуют дома. В школе такой ребенок пытается восстановить чувство собственного достоинства, уни­жая другого. Бывает и наоборот, когда деспотизм по отношению к окружающим продиктован, напротив, завышенной само­оценкой и пренебрежительным отношением к тем, кто слабее физически, морально, беднее, находится на более низкой сту­пени социальной лестницы и так далее. А жертвами часто стано­вятся те, кто по какой-то причине (например, развод родителей, переход в новую школу и пр.) чувствуют себя неуверенными и беззащитными перед толпой. Жертв травли объединяет одна особенность: повышенная чув­ствительность и неумение скры­вать свои эмоции (страх, обиду или злость). Именно эта реакция нужна агрессорам, чтобы ощу­тить собственное превосходство.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Возможно развитие психи­ческих отклонений, а также пси­хосоматических заболеваний, склонности к суициду. Поэтому крайне важно объяснить чело­веку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Вербальный буллинг

Словесное издевательство или запугивание с помощью же­стоких слов, постоянные оскорбления, угрозы и неуважитель­ные комментарии (о внешнем виде, религии, этнической при­надлежности, инвалидности, осо­бенностях стиля одежды и т. п.).

Характерные признаки: дети часто замыкаются в себе, стано­вятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Могут спросить: «А мы — бедные?» или «Я, правда, уродина?».

Что необходимо делать: во-первых, учите своих детей уважению. С помощью соб­ственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хоро­шего отношения. Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные сторо­ны. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования на сло­ва и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг

Физическое запугивание за­ключается в многократно повто­ряющихся ударах, пинках, под­ножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и и неподобающим образом. Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками: необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

Что необходимо делать: начните случайный разговор – как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, не обижал ли его кто-то. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность его открытости с вами. Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, реакцию вовлеченных лиц и их действия. Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно. Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы.

Социальный буллинг

Социальное запугивание или бойкот. Характерные признаки: настроение ребенка нестабильно, он избегает принимать участие в компании сверстников, нехарактерно стремится к одиночеству. Девочки страдают чаще мальчиков. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше. Что необходимо делать: интересуйтесь, как прошел день. Помогайте детям во всем искать положительные моменты, убедите, что есть люди, которые их любят и всегда защитят. Сосредоточьтесь на развитии талантов ребенка вне школы.

Кибербуллинг

Заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов и лжи с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Характерные признаки: ребенок больше времени проводит в Интернете, стал грустным и тревожным, появились проблемы со сном и нежелание ходить в школу, пропал интерес к любимым занятиям.

Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования Интернетом. Договоритесь с ребенком о временных ограничениях и родительском контроле его общения в Сети. Предупредите: он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. С собранным досье обратитесь в полицию.

Всегда принимайте меры против издевательств, буллинга, особенно если насилие приобретает тяжёлые формы или постоянный характер. Не пытайтесь воспитывать чужого ребенка – свяжитесь с учителем или директором школы, чтобы контролировать ситуацию до тех пор, пока она не прекратится. Если школа самоустраняется от решения проблемы, идите в отдел по делам семьи и детей горадминистрации, полицию, прокуратуру. Диктофонные и видеозаписи, скриншоты переписок и оскорблений в соцсетях, фото сломанных и испорченных вещей, медсправки о побоях, показания одноклассников и любых очевидцев дают право обратиться в суд за защитой ваших прав.

Вот список фильмов по теме: «Кэрри» (1976), «Чучело» (1983), «Сердце Америки» (2002), «Пиф-паф, ты мертв» (2002), «Класс» (2007), «13 причин поче­му» (2017). Просматривая фильм, ребёнок может про­вести параллель с происхо­дящим с ним в его классе, увидеть свою ситуацию и поделиться с родителями. Просмотр можно устроить и в классе, чтобы потом совместно обсудить.

По материалам газеты «Родина»