Советы логопеда о навыках правильной речи

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5– 3 тысячи слов, в то время как от 5 до 6 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи ребенка играет правильное воспитание в семье.

СЛЕДИТЬ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Родители должны понимать, что ребенку в развитии речи можно и нужно помочь, только для этого им надо приложить некоторые усилия. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и

окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно: «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги» и т. д. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

НАЗЫВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему не понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Родителям необходимо знать, что одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры: «С какого звука начинаются слова», «Придумать слова на заданный звук», «Сколько звуков в слове» (3–4 звука), «Цепочки» слов на последний звук», «Найти картинку с заданным звуком» и т. д.

Родители должны понимать, что огромное значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей. Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы? Нарушение звукопроизносительной стороны речи может вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв. Поэтому, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома.

НАБЛЮДАТЬ ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА

Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить трудности в овладении детьми на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Такая комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением) поможет ребенку, имеющему речевые нарушения, на начальных этапах овладения письмом и чтением и поможет избежать многих письменных ошибок логопедического характера. И в этом большую помощь ребенку могут оказать родители.

Поддерживать детей с нарушением речи Родителям необходимо помнить, что детей с нарушением речи необходимо постоянно поддерживать, помогать им при ответе, при выполнении домашних заданий, особенно по чтению. Полезно прочитать сначала текст самому взрослому, затем можно прочитать вместе с ребенком, разобрать прочитанное и только потом дать материал для самостоятельного чтения. Нельзя слишком часто показывать ребенку свое отрицательное мнение по поводу его действий и ошибок, не надо ругать его за то, что он слишком долго подбирает слова для ответа или отвечает неправильно. Иногда необходимо подвести к ответу, а может быть, и проговорить фразу за него, оставив для проговаривания только последние слова. Из-за частых негативных реакций ребенок станет испытывать неуверенность перед родителями, учителями, одноклассниками, начнет бояться читать и писать. Детей необходимо хвалить за каждый, даже незначительный, успех или просто за старание. Тогда у них сформируется осознание своей личностной значимости в семье, школьном коллективе, укрепится уверенность в своих силах. Все это, естественно, будет способствовать улучшению успеваемости.

Татьяна Серафимова, учитель-логопед высшей категории управления

образования администрации Старобешевского района, газета «Новая жизнь»