Священник Димитрий Трибушный: «Великий пост – это время освобождения»

11 марта у православных христиан начался Великий пост – самый длинный, самый строгий и самый важный из всех. Даже верующим «со стажем» он дается нелегко, а тем более – начавшим соблюдать посты недавно или вообще впервые в жизни. Какие духовные и физические искушения подстерегают верующих в дни поста, как их преодолевать? На эти и другие вопросы мы попросили ответить настоятеля донецкого храма Рождества Пресвятой Богородицы Димитрия Трибушного.

НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ БАТЮШЕК

– Отец Димитрий, начавшийся в понедельник Великий пост продлится семь долгих недель. Как выдержать этот длинный марафон, не надорваться и не сойти с дистанции раньше времени?

– Прежде всего, необходимо попросить благословения у Господа, и у тех, кто Им поставлен на священническое служение. Предварительно пообщаться со священником и вместе с ним определить меру поста: от чего мы отказываемся телесно, от чего – душевно. Практика показывает: если человек во всем надеется на себя, результат будет плачевный – язва, нервное расстройство…
Для того и дан верующим священник, чтобы уберечь их от ошибок. Тем более что сегодня стараниями нашего правяще- го архиерея каждый может найти себе советника по сердцу: простеца или интеллектуала, строгого или веселого. Не нужно бояться батюшек.

– Какие типичные ошибки допускают те, кто стал поститься недавно?

– О первой ошибке я уже сказал. Это – самонадеянность. Вторая – сведение поста к диете. Человек в такой ситуации ловко находит сухое молоко в любом печенье, но забывает о посте душевном. Не исповедуется. Не причащается. Не изучает духовную литературу.
И еще. Пост заставляет нас быть честными и мужественными. Мы должны в одних случаях признать, что можем поститься и телесно, и духовно больше. В других случаях, наоборот, признать, что взяли непомерную ношу. И снова напоминаю о нас, священниках. Мы для того и хлеб едим, чтобы помочь христианам разобраться в этих непростых вопросах.

– Во время поста мы надолго лишаем себя привычных удовольствий, поэтому многие в этот период становятся раздражительными, а то и злыми. Кто-то из святых говорил – лучше вы в пост мясо ешьте, но только не ешьте друг друга. Так, может, стоит букваль- но последовать этому совету и прекратить соблюдать пост либо ослабить его, чтобы обрести внутренний покой?

– Душевное и телесное связано в человеке неразрывно. Поэтому ослабить пост мы можем только по благословению. В этом одна из постовых ловушек – самодеятельно решить, что душевное выше телесного, и оставить пост. Без поста телесного ничего не добьемся и для души. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Евангелие от Луки: 16,10).

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ

– Какой пост важнее – физиологический или информационный? Один неукоснительно соблюдает все диетические предписания поста, но при этом часами смотрит телевизор или сидит в социальных интернет-сетях, другой, наоборот, рациону не придает большого значения, зато избегает информационного шума. Какая из крайностей хуже?

– Любая крайность ведет к духовным ошибкам. Пост – это отказ не только от мяса, но и от «60 минут», и от программ, где делят имущество Петросян и Степаненко. Необходимо сокращение, если не отказ, от присутствия в соцсетях.

– Если родители решили поститься, то стоит ли им заставлять поститься и своих детей, в том числе малолетних?

– Общего совета здесь нет. Наши дети настолько слабы, что в любом случае телесными подвигами увлекаться не стоит. А вот о сокращении употребления конфет, о сокращении времени пользования планшетом задуматься необходимо. Но и здесь нужно знать меру. Внезапно, радикально изменить свою жизнь ребенок не может. Если это тяжело сделать нам, взрослым, что нам требовать от наших детей? Поэтому важно применять принцип постепенности и уметь объяснять свои действия. Мы должны говорить друг с другом. С детьми – особенно.

– Чем, помимо диетических ограничений и более длинных богослужений, время Великого поста должно отличаться от остальных дней года? В чем его главный смысл?

– Главные смыслы Великого поста – подготовка к изменяющему нас, христиан, Воскресению Христову. Через суровое самоограничение мы в эти дни сораспинаемся Христу, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Освободиться от страстей, от земных привязанностей. Я неслучайно вспомнил слово «освободиться». Сокровенный смысл Великого поста в том, что это время освобождения. В подлинном смысле свободен только тот, кто не зависит от земного. А что на практике? Человек – образ Божий, вершина эволюции – и дня не может обойтись, например, без кусочка мяса. Так что или кто сильнее – кусочек мяса или человек?

К ВОПРОСУ О ДУХОВНОМ ЧТЕНИИ

– Некоторые впервые решаются исповедаться и причаститься именно в период Великого поста. Как подготовится к исповеди тому, кто еще никогда не исповедовался?

– В этот период исповедников много. Поэтому лучше вместе со священником заранее найти время, когда можно будет совершить первую исповедь неспешно. Признаться (здесь нет ничего страшного), что исповедуетесь впервые. Священник подскажет, когда лучше подойти, чтобы первое покаяние перед Богом не было скомканным и торопливым.

– Как часто можно и нужно причащаться во время Великого поста?

– Подобные вопросы решаются с духовным наставником или – при отсутствии духовника – с приходским священником. В любом случае, число причащений может увеличиваться. Как минимум, два раза в месяц.

– Что бы вы посоветовали читать во время Великого поста, помимо Библии и молитвослова?

– Если мы освоили «Закон Божий», тогда «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) и «Путь разума в поисках Истины» Алексея Осипова. Обязательно – письма игумена Никона (Воробьева), жития оптинских старцев, отцов-новому- чеников и таких подвижников, как преподобный Паисий Святогорец.
И снова напоминаю о том, что священник нужен для того, чтобы его тревожили. В том числе по вопросам, связанным с духовным чтением.

Вопросы задавал Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»