В Донецке 90-летняя легендарная балерина продолжает учить молодежь

Легендарной балерине Донбасс Оперы Галине Семеновне Крамаренко в марте исполнилось 90 лет. При этом она по-прежнему работает в театре педагогом-репетитором по классу балета и не пропускает ни одной репетиции. Даже в день своего юбилея народная артистка Украины занималась со своими подопечными, которые репетировали балет «Лебединое озеро».

Но в тот день репетицию пришлось прервать – юбиляра пришли поздравить помощник Главы ДНР Алексей Зиборов, министр культуры ДНР Михаил Желтяков, генеральный директор театра народный артист ДНР Евгений Денисенко, художественный руководитель Донбасс Оперы народный артист Вадим Писарев. Они сказали ей теплые слова признательности, вручили цветы и подарки.

СОЛИСТКА БАЛЕТА

Галина Семеновна уже 72 года служит высокому искусству в Донецком государственном академическом театре оперы и балета. Здесь же она и встретила свою судьбу – артиста балета Николая Крамаренко, с которым была счастлива не только на сцене, но и в браке.

Родилась балерина 4 марта 1930 года в Москве. В 1948 году окончила Московское хореографическое училище при Государственном академическом Большом театре СССР. Она могла остаться в родном городе, но тогдашний главный режиссер Сталинского (Донецкого) театра оперы и балета Александр Афанасьевич Здиховский пригласил ее и еще нескольких молодых специалистов в свой театр, пообещав жилье и ведущие партии в спектаклях. Предложение было крайне заманчивым, и восемь выпускников хореографического училища столицы приехали в 1948 году в Донбасс.

У Галины Семеновны было много любимых партий, но первые стали самыми запоминающимися. «Боже, сколько было радости и восторга, – вспоминает она, – когда я получила свою первую ведущую партию Царь-Девицы в балете «Конек-Горбунок» Ц. Пуни!»

Каждый образ требовал разного подхода, творческого поиска, вклада физических, душевных и творческих сил. Ведь танец и драматическая работа над партией в балете неразрывно связаны, а хорошее исполнение во многом зависит от партнеров по сцене. На протяжении многих лет Галина Крамаренко танцевала с Алексеем Ковалевым, Николаем Третьяковым, а в некоторых спектаклях – с Рафаилом Хасяновым.

Обладая прекрасной профессиональной подготовкой, показывая высокую культуру в балетах академического стиля, Галина Крамаренко быстро заняла положение ведущей солистки балета. «Своим успехом я обязана непрерывному труду и моему потрясающему, гениальному педагогу», – рассказывает она.

Педагог Галины Семеновны Крамаренко – Марина Алексеевна Кожухова – подготовила к выпуску учеников, многие из которых принесли славу советскому балету: Майю Плисецкую, Раису Стручкову, Александра Лапаури и других.

Галину Крамаренко по праву можно считать легендой балета не только в Донбассе, но и на всей территории Украинской ССР. За большие заслуги в развитии балетного искусства в 1957 году ей было присвоено звание заслуженной артистки УССР, а в 1965 году – народной артистки УССР.

ПЕДАГОГ

Но сценическая жизнь балерины коротка. После того как во время одной из репетиций, выполняя небольшой прыжок, Галина Семеновна подвернула ногу и порвала связки, она подумала: «Все, танцевать больше не буду. Пора уходить». Но, подлечившись, снова вышла на сцену.

Последней ее партией стала роль Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса. Как-то Галина Семеновна пришла поздним вечером в театр, вышла на сцену перед пустым залом и осознала – все! Не быть ей больше ни Жизелью, ни Спящей красавицей. Ни-ког-да! И… заплакала. В 42 года она попрощалась со сценой.

24 года в душе героинь Галины Семеновны кипело пламя любви и самопожертвования. Безукоризненное техническое мастерство и виртуозность ее искусства помогали ей «рассказывать» о своих героинях самое сокровенное.

«Уйдя на пенсию, я три месяца переживала, как буду жить без работы, – вспоминает балерина. – А потом главный балетмейстер театра Софья Михайловна Тулубьева позвонила и предложила мне должность педагога-репетитора. Я не оставила балет, а стала педагогом-репетитором в 1972 году. До сегодняшнего дня я с большой благодарностью вспоминаю Софью Михайловну».

Говоря о современных течениях в балете и о труде артиста балета, Галина Семеновна в качестве основной мысли выделяет следующую: «Я понимаю, время движется вперед, жизнь меняется, а вместе с ней – и характер танца. Но именно гениальные хореографические произведения, сердцевиной которых является классический танец, опыт, накопленный великими хореографами, стали основой современной школы танца. В танце нужно думать, схватывать все на лету. Нужно понимать, что хочешь сделать. А когда рука там, а нога здесь, это не балет. Балет – это огромный, тяжелый труд до изнеможения. Иногда девочки подходят ко мне, показывают стертые ножки и просят разрешения снять балетные туфли. Наша профессия подразумевает блеск и красоту на сцене, в жизни – это бесконечные изматывающие репетиции, напряжение, порой отчаяние, в кровь истертые пальцы ног. И этим артисткам еще столько надо одолеть, столькому научиться. А кто может научить? Педагог, конечно».

Каждый день Галина Семеновна торопится в балетный класс, чтобы дать молодым танцовщикам урок и показать то или иное движение. Наблюдая за ее работой, лишаешься представления о ее возрасте. «Среди молодежи я не могу себе позволить быть не в форме, – говорит Галина Семеновна. – Они меня держат. Я много двигаюсь каждый день. Организму необходима физическая нагрузка, иначе он дряхлеет. А главное – важно быть нужным профессии и уметь радоваться малому».

По материалам сайта Донбасс Оперы