Вербное воскресенье: истоки праздника, его предназначение и празднование

Если спросить себя, с каким праздником ассоциируется весна, наверняка одним из самых распространенных ответов будет — с Пасхой. А Пасха – это не только яйца и куличи, но еще и веточки вербы. Их стремятся приобрести ровно за неделю до торжества.

Ведь последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным. Известно, что в этот день Иисус Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим, и все радостные люди устилали ветвями пальмы его путь. Но почему тогда речь идет о вербах? И вообще что означает праздник Вербное Воскресенье, в чем его суть, с чем он связан?

Ежегодно Вербное воскресенье выпадает на различные числа. Оно полностью зависит от времени проведения Пасхи: ровно за неделю до Светлого праздника православные христиане собирают веточки вербы и идут в церковь на богослужение. Традиционно предпоследняя неделя поста называется Вербной. Она имеет свои обычаи и традиции на каждый день.

В этом году Вербное воскресенье выпадает на 12 апреля. Об истоках этого праздника, его предназначении и праздновании в 2020 году нам рассказал настоятель Свято-Екатерининского храма города Макеевки протоиерей Юрий Шкруднев.

— Батюшка Юрий, люди считают, что главное в этот день – верба. Но праздник же не об этом. В чем суть этого дня и как лучше его провести?
— Этот день важен для всех православных христиан, о нем рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Точнее, о событии, которое предрекло этот праздник, так как в этот день Господь открыл себя миру.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях, и народ торжественными криками и с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим.

В нашем случае Господь преднамеренно избирает не боевого коня, а молодого осленка, показывая, что его царство, которое он приносит на эту землю, неземное. Весь Иерусалим вышел на улицы, и встречали Христа, постилая ему пальмовые ветви. Но так как у нас нет пальм, то на Руси они были заменены самым ранним распускающимся деревом – вербой. Но суть, конечно, не в веточке, а в том, что мы встречаем Христа, как царя. В его лице хотели видеть земного завоевателя, который освободит от рабства Римской империи и свергнет кровавый режим. Но Христос пришел для того, чтобы привести людей в новое царство, которое действительно является конечным нашим пристанищем. И этот народ, который радостно встречал его и кричал «Осанна», через пару дней уже кричал «Распни, распни». Христос не оправдал надежд, не освободил от рабства. Разочарование пришло так же легко, как и очарование. Но суть в том, что Господь, зная о своей участи, накануне воскрешает праведного Лазаря, таким образом выражая свою божественную сущность.

Человек, который называет себя христианином, должен подтверждать это не просто лозунгами. Прийти в храм и освятить веточку – недос таточно. Молитва на освящение вербы читается накануне праздника, а не тогда, когда священник выходит окропить ваши веточки. Вербное воскресенье – это, в первую очередь, Божественная литургия, необходимо приходить в храм на богослужения. Это же не светское событие, а церковное, поэтому просто собраться и отметить — не выйдет.

После Вербного Воскресенья начинается страстная неделя – самый важный период в жизни любого православного человека.

— Согласно приметам, люди хранят вербу у себя дома год, так как считается, что она вбирает в себя все плохое. Это лишь примета? И что делать с освященной вербой?
— Традиция с благоговением хранить эти ветви, как и все освященное, древняя. Приносим в дом, ставим в святой угол, который должен быть в каждом доме, но не для того, чтобы они впитывали плохую энергию и что-то подобное. Этого верба не может, как и икона. Как бы мы ни пытались оградить свой дом внешними проявлениями, таким способом это невозможно сделать. Лишь своей работой над душой, исправлением себя, изменением своего образа жизни все плохое можно изгонять. Все зависит только от наших действий.

А верба — как символ весны, символ возрождающейся жизни. Веточка вербы должна напоминать, что мы все, умерев, родимся в жизнь вечную. Телесно мы окончим свое существование, но наши души предназначены для жизни вечной.

— Многие считают, что освященная верба несет лечебные свойства и бьют себя и друг друга по больным местам, приговаривая различные заговоры. Это имеет смысл?
— Есть традиции благочестивые, есть ничего не значащие, а есть вредные. Не сказать, что это вредная традиция, но и не благочестивая. Благочестивые дают возможность прийти к Богу, а если мы просто заостряем внимание и считаем, что достаточно побить кого-то веточкой по спине — и болезни уйдут, то, конечно, никакого исцеления не будет. Ничего дурного в этом нет, но и ожидать чудес не стоит. Никакими лечебными, физическими, духовными свойствами верба не обладает. Исцеляет только Бог.

— Будут ли изменения в праздновании Вербного Воскресенья, учитывая ситуацию в мире и Республике?
— В нынешней ситуации события меняются очень быстро. Сейчас все храмы богослужения проводят. Все меры предосторожности в храмах соблюдаются: пользование одноразовой посудой, дезинфицирование дверных ручек и всех предметов, к которым прикасаются люди; установлена дистанция, на которой необходимо стоять друг от друга; все приходят в масках, а если у кого-то их нет, мы выдаем свои. Наши прихожанки занимаются пошивом масок, и каждый нуждающийся получает их.

Эти нормы на данный момент считаются достаточными. Службы проходят, и, забегая наперед, скажу, что они и будут проходить. Даже в критической ситуации службы будут идти, только без людей. Конечно, церковь всегда прислушивается к светским властям и берет во внимание их рекомендации. Здоровье – это дар Божий. Не пренебрегайте им, будьте рассудительны.

По материалам газеты «Макеевский рабочий»