Виртуальная реальность: как компьютерные игры влияют на детей

Обсуждение вопроса о влиянии компьютерных игр на поведение детей, а также на работу мозга ведется уже лет двадцать. Мы тоже не остаемся в стороне и изучаем проблему вместе с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Донецкого национального университета Светланой Руденко

Способ познания мира

В последние десятилетия реальность, окружающая ребенка, существенно изменилась. Значительная ее часть виртуальна. Практически у каждого есть компьютер с доступом к Интернету, всевозможные гаджеты, с помощью которых дети познают окружающий мир.

Вообще игры – это естественная и необходимая деятельность для ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, привыкают согласовывать свои действия с действиями другого. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов, способствует социализации.

Отдых в сказочном мире

Все вышесказанное относится и к компьютерным играм. Они являются одной из противоречивых тем в современной психологии и вызывают немало споров. С ними связывают множество возможных негативных эффектов. Да и отношение людей к такого рода играм неоднозначно. Часто говорят о возникновении зависимости от компьютерных игр, о том, что игры с агрессивным содержанием делают людей более жестокими в реальной жизни. Попробуем разобраться.

Как правило, компьютерные игры не требуют специальной подготовки. Вполне достаточно домашнего компьютера или иного гаджета, доступа в Интернет и гарнитуры. Игры могут способствовать развитию произвольности, скорости реакции, смекалки, воображения, беглости мышления, учат быстро принимать решения, прогнозировать действия других персонажей/партнеров. Игроки, как правило, обладают более развитым адаптивным поведением. Наконец, компьютерные игры дают возможность отдохнуть от серых будней в сказочном мирке, иногда способствуют снятию стресса. И это все, в принципе, неплохо.

Управление агрессивностью

Разновидностей компьютерных игр существует великое множество. Это всевозможные «стрелялки», квесты, стратегии и прочие. Каждый из этих видов таит не только возможности для развития психических и личностных особенностей, но и содержит потенциальную опасность. Так, например, различия в оценке «стрелялок» отражают разную субъективную сложность картины мира в области агрессии: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие нет. Взросление обычно увеличивает эту способность, маленький же ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Дети склонны идентифицировать себя с привлекательным персонажем и подражать ему. Отсюда и риск перенесения агрессивных действий из игры в реальную жизнь.

Задача взрослого – проанализировать содержательную наполненность такой игры, ценностные ориентиры, которые она преподносит, используемый видеоряд (насколько он пугающий и реалистичный), звуковые эффекты и т. п. Обратите внимание, действует ли ребенок в реальности так же, как в игре; какие образцы поведения он таким образом усваивает. В то же время такая игра для более взрослых людей может стать способом (одним из, но не единственным!) отреагирования негативных эмоций, снятия эмоционального напряжения и проявления собственных агрессивных импульсов в безопасной для себя и окружающих форме.

При этом, по мнению некоторых исследователей, если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие, навык останется и будет приносить пользу.

Ощущение реальности

Стратегические игры отличаются тем, что дают игроку возможность идентифицировать себя с крупным руководителем: императором, полководцем, мэром города, владельцем завода, небоскреба или сети железных дорог. Авторы игр часто стремятся создать у игрока ощущение управления объектом реального мира. Другие игры используют заведомо фантастический сюжет, в этом случае окружение может быть агрессивным. В каком-то смысле эти игры сопоставимы с шахматами. Они способствуют развитию не только логического мышления, но и интуиции, поскольку игрок не всегда может логично объяснить причину выбора хода.

Правила компьютерной стратегической игры человек «вычерпывает» из своего игрового опыта. Он будет проигрывать до тех пор, пока его представления о свойствах фигур не совпадут с теми, которые установлены создателями игры. В результате в процессе игры у человека развиваются навыки системного анализа. Игрок обучается быстро и правильно извлекать нужную информацию и на ее основе строить и использовать образ, превышающий объем сознания.

Возможные последствия

Безусловно, чрезмерное увлечение компьютерными играми чревато последствиями. В целом сюда можно отнести сужение круга интересов личности, особенно у подростков; стремление к созданию своего мира и уход от реальности; социальную изоляцию и трудности в межличностных контактах; отдельные соматические нарушения (быстрая утомляемость, нарушения осанки, зрения). Наконец, есть риск увеличения агрессивности детей и подростков (речь идет об играх с агрессивным содержанием).

К сожалению, компьютерные игры могут уводить людей от реальности. Но лишь в том случае, если в реальной жизни человек не удовлетворен собой, своими отношениями с другими людьми, испытывает трудности адаптации, не способен, кроме как в игре, испытывать сильные эмоции, если чувствует себя одиноким, заброшенным и никому не нужным, если считает, что от него ничего не зависит. Наконец, если иные виды деятельности ему по тем или иным причинам недоступны (например, родители не желают уделять много внимания ребенку, предпочитая дать ему в руки гаджет). Вот тогда игра – прямой путь к возникновению игровой зависимости.

Если же человек чувствует себя нужным, ему интересно происходящее вокруг, он живет полноценной, насыщенной, в том числе и эмоционально, жизнью, тогда компьютерная игра остается лишь одним из многочисленных видов деятельности.

Будьте в курсе и регулируйте!

Реальность, нас окружающая, не столь ярка и далеко не всегда эстетично организована, – обычная серость бытия, тусклые краски, грязь. И это вызывает желание погрузиться в красоту нереально красивого игрового мира. Важно помнить о том, что, если компьютерный мир для ребенка становится привлекательнее, ярче, интереснее, нежели реальный, – это должно стать тревожным звоночком.

В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется. Статические объекты мозг может даже не распознавать, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые. Частые и продолжительные игры на планшетах и иных гаджетах формируют противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. В результате ребенку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Возможно также нарушение ритма дыхания. Ребенок может быть настолько увлечен и поглощен игрой, что даже забывает дышать. Это может вызывать кислородное голодание и общее изменение ритмов работы головного мозга.

В любом случае важно помнить, что компьютерные игры – неотъемлемый элемент современной культуры. Запрещать играть вообще – бессмысленно, а иногда и вредно. А вот быть в курсе, чем увлечен ребенок, каковы особенности той или иной игры и что она несет ребенку, просто необходимо. Ну и, конечно, обязательно регулируйте время, отведенное на этот вид деятельности, не допускайте, чтоб игра стала заменителем любого другого времяпрепровождения.

По материалам газеты «Донецкое время«