Юлий Боксерман — человек, который дал Донецку газ

Имя его широко известно разве что только в узких профессиональных кругах. А жаль. Юлий Боксерман – один из тех самых «донецких», с которых начиналась и на которых долгое время держалась индустриальная мощь Советского Союза. Этот человек по праву принадлежит к числу родоначальников отечественной газовой промышленности. В этом году исполняется 15 лет со дня его смерти.

Газификация Сталино

Окончив Донецкий углехимический институт по специальности «инженер-технолог» в декабре голодного 1933 года, двадцатилетний аспирант Юлий Боксерман возглавил созданную в городе Сталино проектную контору «Проектгаз» (сейчас это донецкий институт «ЮжНИИгипрогаз»).

Маленькая контора создавалась для больших и важных по тем временам дел – вчерашним студентам было поручено решить проблему утилизации коксового газа. С точки зрения экономики страны, разоренной революцией и гражданской войной, это означало преодолеть неумолимо надвигавшийся энергетический кризис. Во всяком случае, в пределах региона. Боксерман справился с этой задачей.

Уже 13 января 1934 года новое предприятие приступило к своей первой ответственной работе над проектом бытовой газификации «города имени товарища Сталина».

«Технический проект газификации города Сталино с подключением 500 квартир» стал для Боксермана и вчерашних его однокурсников самым важным экзаменом. На идею газификации центра Сталино вдохновенно работали чуть ли не все организации города. Нужно было запустить станцию производительностью 500–750 м3/час для повышения давления коксового газа, очистки его от нафталина и серы, построить газоносную сеть, поставить оборудование. Местного завода по производству газовой аппаратуры не было, поэтому газовые плиты пришлось везти аж из Москвы. Первые 200 штук с огромным трудом выбили на Московском заводе газовой аппаратуры.

Но торжественный момент все-таки настал в нужный срок: 7 ноября 1935 года, к 18-й годовщине революции, в квартиры жителей шахтерской столицы поступил очищенный коксовый газ.

Затем «Проектгаз» был преобразовал в областную организацию «Донпроектгаз», которую тоже возглавил Боксерман. Он разрабатывал проекты газоснабжения многих городов Донбасса. В частности, коллектив разработал проекты газопроводов от «Азовстали» до завода Ильича в Мариуполе, Макеевка – Горловка, Кадиевка – Луганск, схему кольцевания газопроводами заводов и городов всего Донбасса.

Позже на базе «Донпроектгаза» был создан проектный и монтажный трест «Донюжгаз», который стал центром работ по газификации на Украине. Этой организацией Юлий Израилевич руководил более двух лет.

У истоков «Газпрома»

В 1939 году Боксермана перевели в Москву и назначили заместителем начальника Главнефтегаза Наркомата тяжелой промышленности.

Занимая руководящие должности в министерстве, в том числе заместителя министра газовой промышленности СССР, он не утратил связей со своими донецкими коллегами, не раз опирался на них, доверяя серьезные задачи и способствуя таким образом развитию института, который ныне называется «ЮжНИИгипрогаз».

Боксерман был первым во всем. Принимал самое непосредственное участие в строительстве первых газопроводов от месторождений природного газа. В том числе легендарного газопровода Бугуруслан – Куйбышев, введенного в эксплуатацию в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году.

Это именно Боксерман выдвинул идею строительства первого магистрального газопровода протяженностью более 800 км Саратов – Москва от Елшанского месторождения, поддержанную Наркоматом нефтяной промышленности. Не просто выдвинул – участвовал в ее обосновании, разработке проекта, его доработке на уже ведущейся стройке после изучения опыта строительства и эксплуатации газовых магистралей в США.

Участвовал в создании газопроводов Дашава – Киев от прикарпатских месторождений (обосновал продление его через Брянск до Москвы), Ставрополь – Москва, Бухара – Урал, базы газодобывающей промышленности в Западной Сибири и магистральных газопроводов из этого региона.

Организовал строительство и пуск завода сжижения природного газа под Москвой – первого подобного завода в Европе.

Содействовал сохранению газовой отрасли как единой, целостной при организации совнархозов, а затем в 1963 году, когда было принято решение о свертывании газовой промышленности, убедительно доказал руководству страны важность ее развития наряду с угольной промышленностью. В дальнейшем внес существенный вклад в формирование единой системы газоснабжения СССР.

Более 150 опубликованных трудов – реальный вклад инженера и ученого, доктора технических наук Юлия Боксермана в освоение и эффективную разработку газовых месторождений, создание современных и высокоэффективных способов добычи, транспорта и переработки газа, использование природного газа в качестве моторного топлива.

Как Боксерман спас строителей от ГУЛАГа

Кроме того, Юлий Боксерман известен как писатель-публицист, автор книг «Голубое пламя», «Одиссея голубого огня», «Развитие газовой промышленности СССР» и др.

В одной из своих статей – «У истоков рождения отечественной газовой промышленности» – он рассказал, помимо прочего, интересный эпизод о начатом во время войны строительстве газопровода в Москву – от Елшанского месторождения газа, что было открыто под Саратовом. На стройке, которой руководил генерал-лейтенант инженерной службы В. А. Пачкин, работало около тридцати тысяч человек.

– Когда начался пуск газа, в трубопроводе в результате перепада давления образовались гидраты газа, которые, в конце концов, закупорили отдельные участки труб, – вспоминал Юлий Боксерман. – На совещании у Л. П. Берии я категорически возразил против обвинения строителей во вредительстве, утверждая, что только отсутствие опыта привело к таким результатам и поправить дело можно за два–три месяца.

– Вот ты и пойдешь исправлять, – бросил Берия, – давайте назначим его начальником Управления эксплуатации газопровода.

Зима сорок седьмого года выдалась очень сложной для эксплуатационников, газ шел в Москву с перебоями. Надо было найти способ борьбы с гидратами газа. Его разработали ученые ВНИИГАЗа во главе с профессором П. А. Теснером. Уже в августе правительству доложили о вводе газопровода на полную мощность.

Как Боксерман вошел в историю кино

По сценариям Боксермана были сняты научно-популярный фильм «Волшебное пламя» и документальный фильм «Магистраль».

А в 1960-е годы его как опытного газовика пригласили на студию «Ленфильм» в качестве консультанта на съемки художественного фильма «Знакомьтесь: Балуев!».

Кино по одноименной повести Вадима Кожевникова было добротным, но заурядным – в духе социалистического реализма. Речь в нем шла о прокладке газопровода через непроходимые болота. Балуев, начальник участка строительства магистрального газопровода, решает проложить трассу напрямик, через болото, наплевав на утвержденный проект.

Но этот конъюнктурный производственный роман был любимым литературным произведением первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, поэтому он насаждался везде не меньше, чем знаменитая хрущевская кукуруза. Не только в прессе и по телевизору, но и в библиотеках, институтах, даже в школах проводились «конференции по «Балуеву».

Фильм мог бы безвозвратно затеряться в архивной пыли, несмотря даже на то, что снимались в нем такие известные актеры, как Иван Переверзев, Нина Ургант, Зинаида Кириенко, Анатолий Ромашин. Но по объяснимым причинам именно «Балуев» открыл московский фестиваль 1963 года. Более того, именно он, по замыслу партийного руководства, должен был стать победителем фестиваля.

Но тут случилось непредвиденное – Федерико Феллини без предупреждения привез на тот фестиваль свой гениальный фильм «Восемь с половиной». И, естественно, стал основным претендентом на главный приз. Председатель жюри Григорий Чухрай на свой страх и риск не стал слушать чиновников и вручил Гран-при Феллини. Такое открытое непослушание было единственным за всю историю МКФ. Этот скандал вскоре дошел и до гостей фестиваля, а потом вошел и в историю кино.

Юлий Боксерман тоже вошел в историю кинематографа, но еще больше – в историю газовой промышленности СССР и в историю Донецка.

Полина Штейн, газета «Донецк вечерний»