Легенды. Три концерта Святослава Рихтера в Донбассе

Выдающийся пианист дважды приезжал выступать на донецкую землю

Донецк и Макеевка – жители этих двух городов в Донбассе могли вживую увидеть и услышать выступления одного из самых известных пианистов планеты. Правда, разница между первым и вторым приездом Святослава Рихтера в наш край составила…26 лет. Очевидцев его концертов у нас в регионе осталось совсем немного, а нынешняя молодежь фактически ничего не знает о тех выступлениях. Да, что там говорить, об этих выступлениях ничего неизвестно современным историкам и профессиональным музыковедам. Этот пробел и постараемся восполнить в данной статье

Тайна черного рояля в Донецком художественном музее

Так получилось, что эта статья готовилась целый год. Отправной точкой для ее написания стал…черный рояль «Эстония», находящийся в первом эскпозиционном зале Донецкого республиканского художественного музея. Именно этот музыкальный инструмент используется во время плановых камерных концертов в музее либо во время открытия выставок в ДРХМ. Рояль имеет свою историю. На одной из его сторон, на корпусе, прикреплена маленькая металлическая табличка со следующим текстом: «На этом рояле в июле 1988 г. играл Святослав Рихтер».

Для представителей старшего и средних поколений, что значит в музыкальном мире имя Святослава Теофиловича Рихтера (1915-1997), пожалуй, объяснять и не нужно. Думается, что и современные образованные молодые люди должны знать об этом выдающимся пианисте мира. Если — нет, то этот пробел о его биографии и творчестве можно сегодня восполнить с помощью Интернета. Благо, о Святославе Рихтере написано много публикаций и сохранилось достаточно много видеозаписей его концертов. Но, дело не в этом.

Как теперь видим, у Святослава Рихтера есть и «донецкая» страничка в жизни. Год назад и произошла первая попытка узнать подробности того концерта пианиста, который был увековечен памятной табличкой. Однако…тайна черного рояля открылась не сразу. Выяснилось, что архивных документов о гастрольных концертах в Донбассе Святослава Теофиловича не сохранилось. Лишь в отчете о проделанной работе в 1989 году Донецкое областное управление культуры одним словом сообщило о том, что в Донбассе выступил этот выдающийся музыкант. Поэтому пришлось искать живых свидетелей, побывавших на его концерте. И они нашлись и рассказали о том, что в 1988 году пианист выступил в Театре юного зрителя в Макеевке, а до этого когда-то выступал в Донецкой филармонии. Вот когда именно Рихтер приезжал в Донецк никто и не вспомнил: назывались разные годы, начиная с 1971 года, но точного подтверждения по подшивкам той же главной областной газеты «Социалистический Донбасс» этому не было. Поэтому статья и легла в «запасники» до лучших времен.

И вот, в начале марта 2018 года, появилась новая «ниточка» в этом деле. Просматривая электронную версию газеты «Советская культура», удалось увидеть одно единственное предложение о том, что летом 1962 года Святослав Рихтер должен был выступить в Донецке. Поэтому стало понятно почему в прошлом году так и не удалось найти публикации о выступлении Рихтера в столице Донбасса. Его концерт в областной филармонии состоялся почти на десять лет ранее, чем указывалось в статьях 1988 года.

Два концерта в Донецкой филармонии

Для начала приведем воспоминания очевидцев, которые были на концерте Святослава Рихтера в Донецке. Как рассказала дончанка Лариса Оганесян, приезд великого пианиста в наш город стал очень значительным событием для всех любителей музыки. «Творилось просто что-то невероятное. Лишних билетов на этот концерт не было. А люди любыми способами пытались попасть в концертный зал филармонии, даже через окна туалетов и других помещений. Поэтому возле филармонии дежурили наряды конной милиции. Я тогда была студенткой и нам, «консерваторским», дали входной билет на концерт Святослава Рихтера, но без указания места. В концертном зале яблоку негде было упасть. Зрители сидели и на сцене. Я находилась на месте, где располагаются литавры в духовом оркестре, т.е. совсем близко от Святослава Теофиловича. Впечатление от его исполнения музыки незабываемое.
За давностью лет уже точно не помню какие произведения он играл в двух отделениях своего концерта. В первом отделении исполнил фортепианные пьесы «Песни без слов» Мендельсона, а второе отделение Рихтер открыл 5-й симфонией Скрябина ор.53. Кстати, в это время произошел такой случай. Пианист долго не выходил на сцену, а когда Рихтер появился – шел очень быстрым шагом, почти бегом, сел за рояль и начал играть. Через много лет я прочитала его одно из интервью, где он описал свое немного странное поведение. Оказывается, у него долгое время не получалось сыграть начало этого произведения и он для себя придумал целый ритуал – долго ходил перед выходом на сцену, а потом очень быстро шел к роялю и начинал играть. Я стала свидетельницей такого случая», — рассказала она.

Другие очевидцы концерта вспоминали о том, что концерт Святослава Рихтера в концертном зале Донецкой филармонии начался более, чем с часовым опозданием. Погода в тот день плохая была. После окончания своего концерта Святослав Теофилович после поклона слушателям быстро ушел со сцены, «на-бис» не выходил. И еще долго дончане, уже когда в зале выключили свет, ждали выхода Рихтера.

После изучения в фондах Донецкой республиканской библиотеки имени Крупской годовой подшивки газеты «Социалистический Донбасс» удалось все-таки узнать некоторые подробности гастролей Святослава Рихтера в Донецке по публикациям того времени. И здесь сразу обнаружился интересный факт. Оказывается, концерт пианиста в Донецке был не один, а два! И они состоялись на несколько дней позже, чем намечалось это первоначально.

Первая афиша о предстоящем выступлении Святослава Рихтера в Донецке появились в «Соц. Донбассе» в номере за 26 июля 1962 года. В ней указывалось о том, что в концертном зале филармонии 6 и 7 августа состоятся его концерты, их начало в 20 часов вечера. В номере главной областной газеты за 7 августа последовало уточнение о том, что «концерты народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Святослава Рихтера переносятся на 14 и 15 августа с.г. Билеты, проданные на 6 и 7 августа, действительны соответственно 14 и 15 августа». Время начала концертов осталось без изменений – в 8 часов вечера.

Подробности выступлений в Донецке от композитора Самуила Ратнера

Подробности же концертов Рихтера в Донецке описал тогда в своей большой статье в номере «Социалистического Донбасса» за 21 августа известный наш концертмейстер, дирижер и композитор Самуил Ратнер. Вначале он отметил, что незабываемое впечатление на слушателей производит игра этого выдающегося пианиста. Донецкий композитор также сообщил, что Рихтер любит исполнять произведения Сергея Прокофьева. «У Святослава Рихтера это Прокофьев, то мужественно волевой, неуемно жизнерадостный, то дерзко озорной, насмешливый, то раздумчивый, лиричный», — указал тогда Ратнер в своей публикации.

Далее он подробнее остановился непосредственно на концертах Рихтера в Донецке: «Приезд в Донецк народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Святослава Рихтера явился выдающимся событием в музыкальной жизни нашего города. Его концерты в областной филармонии прошли с грандиозным успехом.В программе обоих концертов были включены произведения Шумана, Шопена, Скрябина, Дебюсси, Хиндемита, Прокофьева.

Неизгладимое впечатление оставило исполнение соль-минорной сонаты Шумана в четырех частях. Рихтер подчеркнул глубокий драматизм этого яркого сочинения, стремительные взлеты, нарастания, светлую, нежную лирику. Во второй части сонаты пианист показал мастерство видения кантилены, богатство звуковой палитры. Соната прозвучала как единое целое, содержательно, вдохновенно.

Совершенно другой мир звуковых образов нашел Рихтер в «Полонезе-фантазии» Шопена. Тут были покой, безмятежность, широкие, распевные, медленно разворачивающиеся, задумчиво-грустные шопеновские мелодии, из которых постепенно вырастает ярчайшая кульминация, героика, и праздничное, торжественное окончание полонеза, захватывающее и покоряющее силой, блеском исполнения, красотой звучания.

Тонко, проникновенно были сыграны три пьесы Клода Дебюсси «Погода», «Вечер в Гренаде», «Сад под дождем». Глубоко правдиво, эмоционально, порой страстно и горячо была раскрыта редко исполняемая труднейшая Пятая симфония Скрябина, полная драматизма и контрастов.

Второй концерт был посвящен в основном музыке современности. Шестая соната Прокофьева в исполнении Святослава Рихтера покорила своей необычайной образностью, острыми ритмическими контрастами, светом, жизнерадостностью, оптимизмом. Такую музыку нельзя не любить. Недаром слушатели концерта, и особенно молодежь, так восторженно и бурно приняли это изумительное сочинение.

Запечатлелась соната Пауля Хиндемита – произведение ультросовременное и в тоже время реалистическое и оригинальное.

Концерты Святослава Рихтера надолго останутся в памяти донецких любителей музыки».

Звездный час Макеевки

Теперь расскажем о концерте Святослава Рихтера летом 1988 года в Театре юного зрителя в Макеевке (начало в 19.30). Состоялось это событие в рамках большого гастрольного турне музыканта по УССР. Как вспомнил Виктор Вовенко, который в то время был начальником управления культуры Донецкого облисполкома, великого пианиста в Донецкую область приглашали неоднократно и ждали давно. «Но было у Святослава Теофиловича непреклонное правило — не давать во время гастролей дважды в одном месте концертов. Поэтому он извинился перед нами и сказал, что в Донецке он больше играть не будет. И мы предложили ему сыграть в Макеевке», — сказал Виктор Федорович. Больше подробностей того визита в наш край Рихтера за давностью лет он не помнит.

Некоторые новые подробности пребывания Святослава Рихтера в Донецкой области дополнил один из самых авторитетных музыкальных деятелей нашего края, профессор Донецкой государственной музыкальной академии имени Прокофьева Станислав Савари. Он также отметил непреклонность пианиста в соблюдении правила — никогда не играть в одном месте дважды. «Приехал Рихтер в Донецк на микроавтобусе со спальным местом. За рулем этого транспортного средства был молодой француз. Мы долго уговаривали Святослава Теофиловича все-таки выступить в Донецке, но все наши усилия были тщетны. Тогда выбор пал на Театр юного зрителя в Макеевке», — вспомнил Савари. Он же и раскрыл тайну черного рояля. «Мы говорили Рихтеру о том, что в Макеевке нет подходящего инструмента. А он увидел, стоявший в холле областной филармонии новенький черный рояль «Эстония», и сказал, что сыграет на нем. Пришлось везти этот рояль в Макеевку и случилось так, что на новом инструменте первым сыграл величайший пианист мира. После этого, когда в областном художественном музее, мы начали организовывать музыкальные салоны — рояль был привезен в музей и на этом инструменте в честь первого его исполнителя прикрепили маленькую памятную табличку, о которой вы речь и вели», — рассказал профессор Донецкой государственной музыкальной академии.

Еще некоторые подробности выступления Святослава Рихтера в ТЮЗе в Макеевке удалось узнать после изучения подшивок за 1988 год газет «Вечерний Донецк» и «Макеевский рабочий». Интересен тот факт, что на этот раз в «Социалистическом Донбассе» об этом концерте ничего не было сказано. Итак…

В июле 1988 года на сцене Театра юного зрителя в Макеевке шли спектали артистов Донецкого музыкально-драматического театра и на среду 27 июля был запланирован показ пьесы в двух действиях Владлена Дозорцева «Парад планет» («Завтрак с неизвестными»). Однако он не состоялся из-за выступления в Макеевке Святослава Рихтера. В «Макеевском рабочем» за 27 июля была напечатана передовица о его концерте под громким заголовком «Хочу выступить в Макеевке». В статье рассказали вкратце о биографии и достижениях пианиста. Отметим, что во второй раз в Донбасс он уже приехал Героем Социалистического Труда. «Его цель – разделить счастье приобщения к великой музыке с людьми, живущими в рабочей глубинке. Нет, он не говорит об этом, не декларирует, — он просто играет…», — отметила тогда автор М. Кричевская. «Итак, сегодняшний концерт вполне можем считать звездным часом Макеевки…», — подчеркнула она. Далее, правда, шла информация о том, что еще в Москве Святослав Теофилович принял решение выступить именно в Макеевке, но как уже было указано выше, на самом деле, он сделал уже в Донецке. И еще в статье был указан год первого посещения Рихтером донецкого края – 1971-й, оказавшийся ошибочным, тем самым запутав поиски настоящей даты приезда пианиста в Донецкую область. Вот такие особенности.

Но, в 1988 году, они были неважны, так как в Макеевке состоялось знаменательное событие. Из номера «Макеевского рабочего» за субботу, 30 июля мы узнаем подробности того концерта.

«Публика заполнила нетолько зрительный зал – стулья в четыре ряда стояли на сцене, совсем рядом с пианистом. Так решил Святослав Теофилович Рихтер – чтобы ни один человек, пришедший на концерт, не остался за стенами зала…Многие приехали из Донецка, ведь концерт в Макеевке был единственным, может быть, на многие годы вперед…Два часа публика, казалось, жила с артистом одной жизнью, и сердца бились в такт… «Я-Фаталист!». Это ответ Святослава Рихтера на вопрос газеты «Макеевский рабочий». Вопрос был такой: «Ради чего в последние годы вы играете в залах, акустически неприспособленных для таких концертов, на роялях не слишком высокого класса!». И у нас он играл на «Эстонии», не мечтавшей о прикосновении к ее клавишам рук великих музыкантов…», — так начиналась та статья.

Далее в ней сообщалось, что Рихтер в Макеевке исполнил до-минорную сонату Моцарта, вариации Брамса, музыку Генделя, Шопена. «Он не заигрывает с неискушенной публикой популярными произведениями – играет Моцарта и Брамса…Он не относится к нам снисходительно. Ничего подобного. Он требователен к слушателям, как к себе…Такое впечатление, что он владеет временем и обстановкой, что он властвует над своей аудиторией. И в какое бы время, перед какой бы публикой он не играл, его искусство поднимает нас еще на одну ступень тайной и бесконечной лестницы вдохновения и разума. Вера в разумное начало, красоту, творящую Человека, — не это ли и есть рихтеровский фатализм?», — сделала вывод по итогам концерта автор статьи , преподаватель детской музыкальной школы Макеевки Н. Кушнир.

Завершился концерт Святослава Рихтера в Макеевке овациями и криком «браво!». А затем к пианисту за кулису потянулись зрители. Как сообщал «Макеевский рабочий», «юные, молодые, убеленные сединами со цветами, с пластинками, с книжками о пианисте, с афишами концерта, с входными билетами». «Рихтер поговорил с каждым отдельно и каждому желающиму дал автограф. Бригадир горнорабочих с шахты имени Бажанова Борис Беседин вручил артисту шахтерскую каску и при этом сказал: «Мы, горняки, умеем ценить ваш самоотверженный труд. Спасибо вам!». А когда длинная очередь в коридоре иссякла, импрессарио Рихтера спросил: «А где девочка, которая ассистировала, переворачивая нотные страницы? Святослав Теофилович хотел бы ее поблагодарить…». Юной музыкантши не оказалось – скромная и счастливая, она ушла домой…», — сообщалось в статье. К сожалению, имя и фамилию той юной ассистентки Рихтера установить сейчас не удалось. Быть может, прочтя эту статью, она и откликнится.

Также о концерте Святослава Рихтера в Макеевке сообщила областная газета «Вечерний Донецк» в номере за 29 июля. Ее знаменитый фотокорреспондент Григорий Навричевский тогда запечатлел как раз момент беседы Святослава Рихтера с бригадиром горнорабочих шахты имени Бажанова Борисом Бесединым.

Вот такая получилась тайна черного рояля «Эстония» из Донецкого республиканского художественного музея.

P.S. На завершающем этапе подготовки этой статьи к публикации обнаружился еще один “донбасский» след Святослава Рихтера. Ведет он в Горловку и, быть может, статья об этом тоже появится и не через год.

Анатолий Жаров