21 апреля – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
Этот праздник прочно связался у нас с пушистыми «котиками» вербы – первого дерева, которое распускается весной в наших краях. С пучками вербы приходят в храм, а затем бережно хранят ее весь год как память о светлом празднике.
Когда освящают вербу?
Окропление веточек происходит в субботу вечером, за праздничным вечерним богослужением. Кто-то приносит вместо них неведомо где добытые листья пальм, а кто-то даже букеты цветов. Их тоже освящают. Но если вы принесете веточки в храм в воскресенье утром, вам их не окропят. Более того, в само Вербное воскресенье вы увидите много людей, которые просто стоят на службе без букетов, – ведь смысл праздника вовсе не в том, чтобы освятить вербу.
Зачем эта традиция?
Праздник установлен в память о торжественном входе Спасителя в Иерусалим незадолго перед Его страданиями. Иудеи видели в Иисусе долгожданного земного царя, который наконец расправится с ненавистными римлянами и добьется процветания для своей страны. Но смысл прихода Христа на землю был вовсе не в этом.
Согласно древнему пророчеству, Мессия должен был царственно войти в Свой город на молодом осле. Именно такой обряд совершался во время помазания иудейских царей на царство. Приветствовавший своего царя народ постилал под ноги осленку дорогие одежды, пальмовые ветви и сорванные цветы. Трудно поверить, но древний обычай дошел до наших дней – мы стелем ковровые дорожки перед главой государства в качестве приветствия во время официальных визитов. Подобным образом приветствовали и Христа. Вот откуда взялась традиция приносить в храм зеленые веточки. Хотя пальмы у нас не растут, славяне вышли из положения и заменили их «котиками».
Для чего Христос вошел в Иерусалим?
«Царство Мое не от мира сего», – повторял Спаситель. Он пришел, чтобы спасти людей от грехов и открыть для них двери рая. Там, в Небесном Царстве, Он полноправный Правитель. Согласно пророчествам, в конце времен Царство Христа придет на землю, а пока всем грешникам дано время покаяться. Судя по тому, сколько войн и преступлений происходит сегодня, они это не очень спешат делать. Тем не менее ни о каком земном царстве Христа прямо сейчас, в пределах земной истории, речи не шло. Своим торжественным входом в столицу Иудеи Спаситель хотел показать, что именно Он тот обещанный Мессия, о Котором возвещали пророки.
Входом в Иерусалим начался путь Христа на Голгофу – всего через несколько дней Он будет распят. Те, кто сегодня кричал «Благословен грядущий во имя Господне!», будут так же истово кричать «Распни Его!».
Зачем нам этот праздник?
Не каждое событие, описанное в Евангелии, празднуется торжественно. К примеру, трогательный рассказ об исцелении парализованного или прозрении слепца читается на богослужениях несколько раз в году, но не отмечается как особый праздник Церкви.
Незадолго, а именно за день, до торжественного входа Спасителя в Иерусалим произошло исключительное по своему значению событие – воскрешение Христом Лазаря. Иисус показал Себя как Бог, властный вернуть жизнь умершим. Это произошло при сотнях очевидцев. Вот почему такая несметная толпа ликующего народа пришла поприветствовать Христа.
Во время Своей земной жизни Спаситель редко удостаивался почестей и даже просто благодарности. Когда Он шел в очередное селение, чтобы там учить любви к ближним и исцелять людей, никто не выносил Ему даже хлеба, так что Он вынужден был срывать в поле колосья и есть их, чтобы утолить голод. Торжественный вход в Иерусалим – это, пожалуй, один из немногих моментов, когда в адрес Спасителя звучали слова благодарности. Для нас этот праздник тоже повод прийти в храм и сказать свое спасибо Христу, если, конечно, Он что-то сделал лично в нашей жизни. Если мы верим, что Свою Кровь на Кресте Он пролил и за нас. А просто так приходить помахать веточками не стоит – так делали и те, кто четыре дня спустя требовал распять Его.
По материалам газеты «Кочегарка»