Донбасс во все времена был связан с Россией тысячами невидимых нитей, считался кузницей кадров для страны. И не только партийных и государственных деятелей, полководцев, крупных хозяйственных руководителей, но и выдающихся деятелей культуры и искусства. Продолжаем вспоминать тех, кто прославил наше Отечество на весь мир.
Дети рабочих стали звездами
Интересна судьба выдающегося артиста советского кино Николая Олимпиевича Гриценко. Он родился на станции Ясиноватая в 1912 году, после семилетки окончил Днепропетровский политехникум железнодорожного транспорта и два года работал техником по зданиям на железнодорожной станции Мушкетово. Увлекся театром и в 1932–1934 годах учился в музыкально-драматическом рабфаке и одновременно работал конструктором на металлургическом заводе «Сталь» (ныне Макеевский меткомбинат).
Затем были годы учебы в Киеве и Москве, а в 1937 году Гриценко пригласили в московский Театр им. Е. Вахтангова, где вскоре он стал одним из ведущих актеров. Два года Николай Олимпиевич отслужил в армии, снова возвратился в родной театральный коллектив, теперь уже навсегда. Зрителям он запомнился как исполнитель главных ролей в спектаклях «Дон Кихот», «Маскарад», «Фронт», «Платонов», «Каменный гость», «Принцесса Турандот», телеспектаклях «Интервью у весны», «Тысяча душ», «Мартин Иден» и других. А главное, его лю- били и ненавидели за яркие, непреходящие роли в художественных фильмах «Машенька», «Кавалер Золотой Звезды», «Хождение по мукам», «Барьер неизвестности» «Анна Каренина», «Адъютант его превосходительства», «Земля Санникова», «Семнадцать мгновений весны», «Два капитана», «Отец Сергий» (всего 47 кинолент).
Не менее интересна и младшая сестра Николая Олимпиевича – Лилия Гриценко. Она родилась в Горловке и после школы мечтала поступить в архитектурный институт. Однако школьное увлечение театром привело ее на большую сцену. Восемнадцатилетняя девушка, участвуя во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности, заняла первое место сначала в Сталино, потом в Днепропетровске. Жюри решило послать одаренную юную певицу на учебу в Москву.
Сначала была студия Большого театра, затем – оперно-драматическая студия имени Станиславского, причем учила Лилию Олимпиевну великая актриса Антонина Нежданова. И уже в довоенные годы наша землячка заявила о себе сочетанием яркого драматического таланта и обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля. Партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси, исполненные на сцене студии и в Драматическом театре им. Станиславского, принесли Лилии успех и признание.
Были также яркие роли на сцене Московского драмтеатра им. Пушкина, в кинофильмах «Работа над ошибками», «Верные друзья», «Сын», «Пять минут страха», «Парад планет», «Фантазии Фарятьева», «Анна Снегина», «Хованщина», «Тишина» (всего около 50), постановка спектакля «Метель», озвучивание ряда фильмов.
Лилия Олимпиевна Гриценко много выступала и как профессиональная певица, исполняла русскую классику и произведения современных авторов, возродила на эстраде старинный романс. Удостоена почетного звания народной артистки РСФСР.
Планета по имени Нонна
В кино она вошла стремительно, блестяще сыграв еще студенткой ВГИКа дебютную роль Любы Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. Как и все ее коллеги по съемкам – а это Сергей Бондарчук, Инна Макарова и Вячеслав Тихонов, – Нонна (Ноябрина) Мордюкова была удостоена Сталинской премии I степени. Так девушка из Константиновки, детство и юность которой прошли на Кубани, стала знаменитой
на всю страну.
Зрители помнят ее характерные роли в таких кинолентах, как «Чужая родня», «Добровольцы», «Все начинается с дороги», «Простая история», «Бриллиантовая рука», «Женитьба Бальзаминова», «Журавушка», «Председатель», «Комиссар», «Родня» и других. Ее сильные и земные русские женщины с непростой судьбой, комедийные героини стали достоянием советского кино. И не случайно народная артистка СССР Нонна Викторовна Мордюкова редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» (Who is who) включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис ХХ века. Отечественные кинокритики называли все ее работы ограненным талантом, который был дан ей от природы. А еще она потрясающе играла в театре.
В ноябре 2005 года именем актрисы названа малая планета Солнечной системы № 4022. Спустя три года в центре Ейска, где Нонна Мордюкова жила в 1944–1945 годах, ей установили бронзовый памятник, созданный за народные деньги.
Ученица Довженко
Классиком мирового кинематографа называли современники режиссера Ларису Шепитько. После окончания средней школы в родном Артемовске девушка поступила на режиссерский факультет ВГИКа, училась у самого
Александра Довженко. И уже студенткой снялась в нескольких фильмах, в том числе в знаменитой «Поэме о море» – картине, которую после смерти Александра Петровича завершила его супруга Юлия Солнцева.
Лариса Ефимовна сняла несколько фильмов, которые завоевали главные призы на международных фестивалях в Берлине и Венеции, открыла много талантливых актеров. К сожалению, ее жизнь трагически оборвалась в 1979 году в результате автомобильной катастрофы, когда наша землячка ехала на съемки фильма «Матера», сценарий которого написала по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Работу над этим фильмом в 1982 году завершил ее муж, кинорежиссер Элем Климов, назвавший картину «Прощание».
Дуэтом с Хрущевым
У истоков первой труппы нынешней «Донбасс Оперы» были артисты из Москвы, Ленинграда, других городов СССР. Первым директором и художественным руководителем театра стал видный оперный режиссер, заслуженный артист РСФСР Йосиф Лапицкий. Впоследствии дончане нередко принимали на своей сцене коллективы известных московских театров. А в сентябре 1979-го Донецкий государственный академический театр оперы и балета показал москвичам свои лучшие спектакли во время гастролей в Государственном академическом театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Еще раньше, в ноябре 1960 года, в Москве состоялась Декада украинской литературы и искусства, в которой приняли участие со- лист Донецкой оперы Юрий Гуляев и первая прима-балерина театра Елена Горчакова. Выступили они с блеском и были награждены орденами. На заключительном концерте, когда пел Гуляев, на сцену вышел первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, и вместе они спели «Спят курганы темные», причем Юрий Александрович не только пел, но и аккомпанировал на баяне.
По материалам газеты «Донецкое время»
Читайте также:
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (1 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (2 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (4 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (5 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (6 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (7 часть)
Эти люди прославили Донбасс: история, события, факты (8 часть)