Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы: история и традиции

Август богат не только на щедрые дары природы, но и на праздники. Наши предки называли его «жнивень», «серпень». В этом месяце православные празднуют Спасы – 14, 19 и 29 числа.

МЕДОВЫЙ

Первый Спас носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и берет свое начало в Константинополе. Именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. С реликвией ходили крестным ходом «для освящения мест и отвращения болезней».

А в 1164 году произошло два не зависимых друг от друга, но значимых события: византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов и увидели одно и то же знамение – исходившее от находившихся в войсках Креста Христова иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса чудесное сияние. Позже выяснилось, что чудо было ниспослано сразу обоим, и в честь этого великого события установили дату первого Спаса.

В народе его называют Спас на воде, Мокрый, а самое популярное название – Медовый, поскольку в этот день в храме положено освящать мед (а также воду и мак). Замечено, что даже воздух в этот день в церкви насыщен медовым ароматом. К меду издавна относились с большим уважением, и есть легенда, что Илья Муромец исцелился от паралича именно с помощью меда. Часть освященного меда испокон веков принято оставлять в церкви, еще часть – раздавать нищим и бедным соседям.

К 14 августа начинали собирать мак, из которого готовили различные угощения для праздничного стола. Отсюда еще одно название праздника – Маковей, которое народная традиция связала с днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

ЯБЛОЧНЫЙ

19 августа празднуют Яблочный Спас (Преображение Господне). В этот день прославляют объединение божественного и человеческого начал в лице Иисуса Христа, который для поддержания веры в Своих учениках показал им божественный лик. Незадолго до распятия Иисус взошел вместе с учениками Иаковом, Петром и Иоанном на высокую гору для молитвы, и вдруг лицо Его преобразилось, воссияв подобно солнцу, а одежды стали белоснежными. Явившиеся в тот миг пророки Илия и Моисей вели с Ним беседу о том, что Его ждет. Сердца учеников наполнились великой радостью при этом чудесном явлении.

С тех пор 19 августа принято приходить в храм на божественную литургию в белой одежде – это цвет Преображения.

Яблочный Спас и символ преображения природы перед началом осени. Принято считать, что по-настоящему яблоки созревают лишь к этому дню, а до тех пор можно собирать только падалицу и не есть яблоки до самого праздника.

После церковной службы освященные яблоки раздают всем присутствующим на ней, передают больным и немощным, угощают юродивых и бездомных, отдают нищим.

Этим праздником условно проводят черту между летним сезоном и осенью, богатой на дары и приносящей с собой преображение природы.

ОРЕХОВЫЙ

Праздник отмечают 29 августа. Его церковное название – Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. История такова: царь Эдессы Авгарий, страдающий проказой, передал через художника Ананию Христу письмо, в котором просил прийти и исцелить его, а если Сам Христос не сможет явиться, то Анания должен принести хотя бы Его образ. Художник не смог приблизиться к Спасителю, которого окружала плотная толпа людей. Иисус, увидев это, попросил воды умыться и вытер Свой лик полотном, на котором отобразился божественный образ. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Одно из названий этого Спаса – Хлебный, потому что накануне, 28 августа, празднуют Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день в старину пироги пекли только из новой муки.

Главные блюда праздничного стола в этот день – свежеиспеченный хлеб нового урожая и орехи, которые люди собирают и кладут на расстеленную скатерть вместе с угощениями. Самый первый сбор орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Заканчивается один из самых строгих постов, во время которого даже постное масло разрешается лишь по выходным. Но этот пост не в тягость, ведь можно вкушать ягоды, фрукты, орехи, грибы.

Все три Спаса символизируют имя Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

По материалам газеты «Новая жизнь»